БОЛЬШАЯ РУССКАЯ НАЦИЯ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
//С.Д. Баранов, 01 Июль 2007
В качестве стартового для проекта мы публикуем дискуссионный материал, содержащий основные идеи проекта, изложенные в тезисном порядке. Данный материал не является официальным, носит научно-дискуссионный характер и выражает только точку зрения автора.
Настало время разобраться в вопросе, что представляет собой русская нация сегодня и кто в неё действительно входит?
1. Русская нация не ограничивается границами России и даже титульных русских – великороссов.
Соответственно численность русских больше, чем это принято считать. Вместо 140-143 млн. численность русских в мире составляет 178-184 млн. чел. (см. таблицу).
То есть обычно в политической практике и идеологии не учитывается ресурс около 40 млн. человек или 22% (1/5) от общей численности русских, если брать по максиму большую русскую нацию, или 28%, если брать минимальную численность. И это в условиях депопуляции, т.е. грубо говоря вымирания нации!
Речь идёт именно не о суперэтносе и не о цивилизации, а об этнической нации, то есть тех людях, которые по сумме признаков нации являются русскими и другими уже не будут. Могут возразить, что они, мол другие в расово-биологическом отношении. Если Вы посмотрите таблицу, то увидите, что все они европеоиды, и на 75% - северные европеоиды, а остальные – смеси северных и южных европеоидов.
2. Пора пересмотреть устаревший фольклорный образ русского – сермяжного великоросса, обросший массой стереотипов и затрудняющей общерусскую интеграцию.
Сегодня русские – это жители крупных городов, носители общерусской культуры, как правило, не привязанные происхождением к какому либо региону. Это могут быть украинцы-москвичи или жители Одессы родом из Белоруссии, великороссы, живущие в Киеве, коми или мордва-эрзя где-нибудь в Самаре. Нужно создать привлекательный образ современного динамичного русского человека, где бы он не жил.
Великоросс как представитель народности, сложившейся в XV-XIX вв., во многом уходит в прошлое. Он стал ядром и основным массивом новой большой русской нации, формирующейся с конца XIX- начала XX вв. Вместе с великороссами в это ядро вошли часть украинцев (малороссы) и белорусов. В советский период этот процесс развил, но не получил завершения.
В основу большого проекта должна лечь ясная идеология и экспансия русского языка и культуры, отличающаяся от нынешних, построенных на принятии навязанного статус-во и правил игры для русских.
Идеология должна быть построена на четком размежевании с теми этническими группами, которые в русский проект не входят, а также с теми силами, которые противостоят ему внутри и вовне России.
3. В состав русской нации входят ассимилированные представители и потомки других этносов, которые живут в русской среде.
Следует отметить отличие этой части русских от концепции «россиянства» (непутать!), которая не предусматривает признака ассимиляции и обрусения и включает всех подряд.
Полностью или почти полностью в состав русской нации включены: угро-финские народы РФ (что и происходило на ранних стадиях русского этногенеза), немцы, евреи, белорусы. Их окончательная интеграция – вопрос времени. (При этом не надо путать этническую интеграцию и ассимиляцию с государственно-политическими аспектами поведения этих народов).
В состав русской нации не включены: кавказские народы, монголоидные народы, тюркские народы, хотя некоторые из них подвержены русской ассимиляции. Наиболее близкие из них получают русскую идентичность в массовом порядке и вступают в смешанные браки с русскими (поволжские татары, армяне, корейцы, греки, болгары). Однако доля в общем числе русских ничтожна (в сумме до 2%). Поэтому мы их рассматриваем как периферию русской нации. Но подчеркиваю, в основной массе эти этносы и диаспоры в состав русских не включаются.
4. В состав русской нации входят практически все белорусы, так как абсолютное большинство белорусов разговаривают на русском языке или (меньшинство) на русско-белорусских смесях (трасянке). Белоруссия является по своей социальной сути русским государством со своей культурной спецификой. Этнический статус белорусов можно определить как народность со слабо выраженными отличиями по отношению к остальным русским.
Белорусы близки русским по расово-антропологическим особенностям, так как Россия заселялась в основном через территорию Белоруссии.
5. В состав русской нации входит значительная часть украинцев, в том числе до половины, проживающих на Украине.
Долю определить сложно, так как у многих центральноукраинцев украинская идентичность сочетается с русской, и раздел проходит внутри личности.
В целом украинский этнос можно определить как народность, распределённую между проектами большой русской нации и строительством собственной нации.
Западноукраинский субэтнос (примерно 10 областей) мы не относим к русским и считаем, что он эволюционирует в сторону отдельной малой нации центральноевропейского типа.
Центральноукраинский субэтнос (малороссы) при расчётах мы условно делим пополам. Половина из них тяготеет к русской идентичности, хотя и имеет сильно выраженную украинскую особенность. Это проявляется в преобладании русского языка в общении, общерусской культуры, государственности, социальных, семейных и экономических связей, общности территории.
Помимо центральноукраинцев мы выделяем на Украине 5,5% млн. украинороссов (15% всех украинцев) , которые считаются украинцами, однако при переписи назвали родным языком русский. В действительности они являются русскими, как например в РФ потомки украинцев – носители фамилий украинского происхождения.
В основном они сосредоточены на Востоке и Юге Украины, в Киеве, мегаполисах. Их можно также назвать восточноукраинцами, близкими к русским-великороссам не только по языку и культуре, но и по расовому типу и происхождению на ранних этапах истории.
Действительно, если мы включаем в число русских потомков украинцев с соответствующими фамилиями, которые себя русскими и считают, например, на Кубани и в Воронежской области, не говоря про Центральную Россию, то почему ими нельзя считать украинороссов на Украине?
6. В этой ситуации должен быть пересмотрен вопрос о территориях русского этноса и этнической политике России и русских в соседних государствах.
РФ является искусственным государством, в котором русский этнос «зажат» на ограниченной малой территории и искусственно разделён границами с другими компактными группами русских, которые стали заложниками националистов, захвативших власть в этих государствах.
Причем в некоторых из государств русские – не меньшинство и никакая не диаспора, а вместе с братскими народностями – государственнообразующая группа. Так обстоят дела в Белоруссии, на Украине, в Молдавии, во всяком случае, в Приднестровье.
Реальный путь продолжения общерусской интеграции в этих государствах: работа внутри них, прежде всего с самими украинцами, белорусами и молдаванами – носителями русской идентичности, их культурное и политическое сплочение с русскими. Только овладев ситуацией внутри этих государств, можно рассчитывать на какую-либо межгосударственную интеграцию с Россией.
Овладеть внутренней ситуацией должны именно русские представители коренного этноса в союзе с великороссами. При этом нужно хорошо себе уяснить, что никакого самого по себе возврата советского статус-кво уже не произойдёт. За это нужно бороться.
Россия опоясана цепью антирусски ориентированных этнократических режимов, которые сделали своим кредо самоутверждение за счёт систематической дискриминации русских в том числе и самоутверждение в международных делах при поддержке Запада.
Этнократические антирусские режимы в 1990-е проникли даже в пояс российских автономий, сильные элементы сохраняются там и сегодня.
7. О судьбе проекта российской гражданской нации – «россиян».
Для читателя не секрет, что концепция российской нации, то есть всех «россиян» - граждан РФ, оказалась несостоятельной, хотя в целом пока вроде бы остается на вооружении государства в качестве официальной, так как менять страшно и да нечем.
Ну не хотят многие этнические группы РФ быть русскими! Да и россиянами, соблюдающими законы страны, хотят с очень большой натяжкой. Это вполне понятное и объяснимое желание. Русские также не считают их в одном этносе с собой, хотя и допускают вхождение в один суперэтнос. Таким образом, россияне – не нация, а часть суперэтноса, доставшегося в наследство от советской империи. Я не отрицаю, что есть такая общность – россияне, но это не нация. Вместо неё есть русская нация и ряд других этносов.
Концепция россиян – гражданской нации, - была продуктом реформ 1990-х, и как все эти реформы являлась компромиссом с предшествующим советским периодом для сохранения управляемости страной, и привела совсем к другим результатам, чем официально провозглашалось. В сфере национальной политики российская нация по своему действию – это подобие гайдаровских реформ в экономике. В реальности она привела не к единой нации, а к усилению национальных противоречий, попыткам создания этнократических режимов в ряде республик в составе России и даже к войне в Чечне и соседних регионах.
Пора признать, что в РФ есть две этнические величины:
1) Русские, в том числе и ассимилированные русскими группы, составляющие абсолютное большинство;
2) другие этносы, представляющие собой национальные меньшинства, в том числе и проживающие компактно, в том числе, в титульных автономиях. Причем во многих из этих автономий сами титульные этносы являются меньшинствами.
В свете этого, вопрос федерализма в России не является вопросом этническим, а вопросом автономии и самоуправления. Как, например, в США или в Германии федерализм не является этническим, он отражает регионализм в рамках единой нации.
8. Немного об истории: как формировалось ядро русских.
Теория древнерусской народности как основы русских, украинцев и белорусов в целом является несостоятельной. Народности возникли в XV-XVI веке – великорусская, малороссийская, белорусская, и формировались до конца XIX века.
До XV века в Восточной Европе жили восточнославянские родоплеменные группы, состоявшие из союзов племён, превратившиеся затем в территориальные группы: антская (потомки южные украинцы), дулебская (потомки украинцы и южные белорусы), кривическая (потомки русские и белорусы), словенская (потомки северные русские - новгородцы), мерянская (потомки – русские население суздальской земли), а также северянско-вятическая (потомки -русские и восточные украинцы).
Интегрирующую роль выполняла княжеско-дружинная верхушка, духовенство, их обслуга, они были носителями русского начала.
Эти группы имели культурные, языковые и расово-антропологические особенности, основная масса населения их между собой связана не была. Их роль в русском этногенезе тоже разная. Наиболее достоверной представляется юго-восточная гипотеза.
Согласно концепции В.В. Седова, ключевую роль в формировании русских сыграла юго-восточная группа племенных союзов: северяне, радимичи, вятичи, возникшая на базе волынцевской археологической культуры и родственной ей культур. Юго-восточная группа не представляла собой единой народности, но была динамично развивающимся регионом, соединявшим северные и южные группы восточных славян.
Эта группа жила в междуречье Днепра, Дона и Оки. В зону её влияния входил и Киев с окружающими землями, который стал её временным центром, как и центром притяжения всех восточнославянских земель. В XI-XIII именно южная часть этой территории носила название Русская земля. Политическим выражением этого объединения было Черниговское княжество, Рязанское, а также ряд соседних княжеств. Вообще эта юго-восточная группа, вернее её городское население и верхушка были опорой Киевских князей и вообще клана Рюриковичей, которые были наполовину славянами, наполовину скандинавами.
Смешно, когда в современных украинских учебных пособиях Рюриковичей, например, св. Владимира, Ольгу, Ярослава Мудрого называют украинцами, родоначальниками украинской культуры и государственности, украшают ими купюры гривен. Если уж кого и считать «украинцами», так это древлян (племенной союз из дулебской группы), казнивших Игоря, мужа св. Ольги.
В крайней северной точке Юго-восточной зоны в неё входила Москва, что и предопределило её возвышение и превращение в столицу, - именно её, а не других древних центров северного ареала восточного славянства.
После монголо-татарского нашествия центр переместился на север. Большая часть населения южного региона была истреблена и разбежалась, позднее в XV-XVII вв. опустевшая территория она была частично заселена с запада потомками дулебской группы, которые были носителями специфической украинской этничности и приднепровского антропологического типа. Но и здесь они смешались со старым русским населением, образовав тип восточного и частично центрального украинца, близкий к русскому.
Великорусская народность образовалась из соединения широкой северной ветви восточного славянства вплоть до Восточной Белоруссии с юго-восточной. Воздействие северных элементов культуры на облик народности было очень большим, оно создало основной северный дух культуры и антропологический тип, однако южные элементы всё придали ей свою форму. Диалект юго-восточных групп стал основой русского литературного языка (южнорусский или черноземный диалект, ныне акающий московский говор, а вовсе не окающий говор северных земель).
Это принципиально важный момент с точки зрения понимания единства большой русской нации сегодня и в будущем, которая сегодня охватывает все население Причерноморья. Таким образом, историческое ядро русской нации включало в себя не только и не столько Центральную Россию, сколько Черноземье и Левобережную часть Украины с последующей экспансией на юг.
Нужна ли русским империя? О национально-государственном устройстве России.
Сегодняшняя РФ не является империей ни в каком смысле: ни как центр влияния на другие государства, ни как форма внутри государственного национального устройства. РФ не охватывает даже полностью территории одной нации, что создает серьёзные препятствия для её роста и развития.
Рассмотрим сначала внутренне устройство. Несмотря на наличие большого количества этносов, РФ ближе к моноэтническому государству с одним абсолютным большинством, хотя и со значительными национальными меньшинствами. Их статус является искусственно завышенным до государствообразующего, в действительности же самоуправляющиеся местные территории. Титульный статус многих из национальных автономий РФ, даже большинства их, не отражает реального этнического баланса в них, являясь лишь воплощением абстрактного принципа справедливости, а на деле пережитком искусственно созданной большевиками системы противовесов русской этничности.
Занимаясь умиротворением местных этнократов внутри РФ, а их аппетиты будут расти вместе с национальным сознанием и деятельностью зарубежных центров влияния, Россия, в конечном счёте, вынуждена будет представить некоторым из них ограниченный суверенитет или вести постоянные военные операции против них.
Неизбежным итогом развития будет пересмотр этой системы в направлении превращения автономных республик в районы местного самоуправления с национально-культурной автономией.
Напротив, широкий федерализм, лишенный явных этнических компонент, на мой взгляд не представляет никакой угрозы для целостности России и русской нации, и, наоборот, делает её привлекательнее для соседей. Региональный колорит является большим вкладом в нацию, если только в регионах не заправляют антирусские этнократы, насаждающие власть своих родоплеменных кланов. Чем может помешать целостности России прямое избрание губернатора Тульской области, например? Целостности США не мешают ведь выборы губернатора Калифорнии!
Теперь о России - империи нового типа.
Россия может и должна стать евразийской империей нового типа в территориальной нише СССР. Речь идет об империи нового типа, подобной США или Китаю. Время старых евразийских империй типа СССР, Царской России, Австро-Венгрии, Османской империи безвозвратно ушло.
Этот должна быть империя, в конечном счёте одной русской нации, но нации, контролирующей ресурсы соседних этносов и государств. Это вовсе не ведёт к истощению русских, как полагают некоторые биотеоретики этноса, а даст большие преимущества именно русским в материальном и моральном плане.
Однако это будет современная империя нового типа – империя-корпорация, управляющая ресурсными потоками Евразии, и обогащающая этнос имперской страны. В противном случае России и русским придётся прозябать на периферии других империй и этносов. Для того, чтобы этого не произошло, стоит создать большую русскую нацию
Численность и состав большой русской нации (с включениями смежных этносов)
№
|
Субэтнические группы большой русской нации /подгруппы
|
Численность млн. чел.
|
% от общей численности русских (180 млн.)
|
% русских
в данном этносе /субэтносе/диаспоре
|
1.
|
Русские СНГ и Балтии (великороссы)
|
136-137
|
75%
|
100%
|
2.
|
Украинцы с русской идентичностью СНГ и Балтии
|
20-21
|
11%
|
45% от 45 млн.
|
2.1.
|
Все украинцы Украины, в т.ч.
|
15,5
|
8%
|
40% от 37 млн.
|
2.1.1.
|
Украинороссы Украины (родной – русский язык)
|
5,5
|
3%
|
15% от 37 млн. ук
|
2.1.2.
|
Центральноукраинцы русскоязычные (до 50% центральноукраинцев)
|
10
|
5,5%
|
50% от 20 млн. (цен.укр.)
|
2.2.
|
Украинцы СНГ без Украины, в т.ч.
|
4,68
|
2,5%
|
10% от 45 млн. (всех укр.)
|
2.2.1.
|
Украинцы РФ (2002)
|
2,94
|
1,5%
|
6,5% от 45% (всех укр.)
|
2.2.2.
|
Украинцы Казахстана (1999)
|
0,54
|
|
|
2.2.3.
|
Украинцы Молдавии
|
0,5
|
|
|
2.2.4.
|
Украинцы Белоруссии
|
0,3
|
|
|
2.2.5.
|
Украинцы остальных стран СНГ и Балтии
|
0,4
|
|
|
3.
|
Белорусы
|
10-11
|
5,5%
|
90-100%
|
3.1.
|
Белорусы Республики Беларусь (2001)
|
8,15
|
4,5
|
90%
|
3.2.
|
Белорусы РФ (2002)
|
0,81
|
|
100%
|
3.3.
|
Белорусы Украины (2001)
|
0,57
|
|
100%
|
3.4.
|
Белорусы остальных стран СНГ
|
0,5
|
|
100%
|
4.
|
Ассимилированные угро-финские народы РФ
|
4,23
|
2,4%
|
100%
|
4.1.
|
Чуваши
|
1,64
|
|
100%
|
4.2.
|
Мордва
|
0,84
|
|
100%
|
4.3.
|
Удмурты
|
0,64
|
|
100%
|
4.4.
|
Марийцы
|
0,6
|
|
100%
|
4.5.
|
Коми (зыряне, пермяки)
|
0,42
|
|
100%
|
4.6.
|
Карелы
|
0,09
|
|
|
5.
|
Ассимилированные представители народов РФ и СНГ
|
5,6
|
3%
|
-
|
5.1.
|
Немцы РФ и СНГ (Казахстан 0,22 Украина)
|
1
|
|
100%
|
5.2.
|
Татары РФ и СНГ
|
1,5
|
|
25% от 6 млн.
|
5.3.
|
Евреи РФ и СНГ
|
0,3
|
|
70%
|
5.4.
|
Греки РФ и СНГ
|
0,1
|
|
50%
|
5.5.
|
Молдаване РФ
|
0,1
|
|
50%
|
5.6.
|
Армяне
|
0,2
|
|
25%
|
5.7.
|
Грузины
|
0,1
|
|
25%
|
5.8.
|
Корейцы
|
0,1
|
|
25% от 0,4
|
5.9.
|
Болгары СНГ
|
0,3
|
|
50% от 0,6 млн.
|
6.
|
Русские Дальнего Зарубежья[1]
|
3-5
|
2%
|
100%
|
|
Всего
|
178-184
|
100%
|
|
[1] Ионцев В.А., Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В.. Эмиграция и репатриация в России. М.: Попечительство о нуждах Российских репатриантов, 2001. – 490 с. «…В целом с учетом всех волн миграции и естественного среди них роста, можно, привлекая и отечественные, и зарубежные источники, с учетом изменений, произошедших в последние 15 лет, оценить численность «русской диаспоры» в странах дальнего зарубежья на начало 2001 г. примерно в 5 млн. человек». См. также В.М.Кабузан. Русские в мире. С-П., 1996.