НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ...
//Виталий Журавлёв, 23 Сентябрь 2010
Инновации как интеграционные тенденции
В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ Д.А. Медведева от 12 июля 2008 года, приоритетным направлением внешней политики России является развитие сотрудничества с государствами СНГ.
К сожалению, несмотря на наличие объективных предпосылок, таких как географическая близость, исторически сложившиеся гуманитарные и экономические связи, общность интересов в сфере безопасности, фактическая интеграция на пространстве СНГ отстает от политически декларируемых целей. Одна из основных причин такого положения – низкий уровень экономической интеграции.
Сегодня мировое сообщество переживает эпоху глобализации, когда увеличивается взаимозависимость экономик различных стран, открываются национальные рынки и формируется мировой финансовый рынок. В выигрыше оказываются в первую очередь развитые в экономическом отношении страны, которые получают возможность аккумулировать новейшие технологические достижения, вытесняя страны и целые регионы с сырьевой экономикой на периферию мирового хозяйства. Это наглядно продемонстрировал мировой финансовый кризис 2008-2009 годов, от которого в большей степени пострадали страны, ориентированные на экспорт сырья, и в меньшей степени – страны и группы стран с высокотехнологичной экономикой и емким внутренним рынком, такие как США, ЕС, Китай, Япония.
В развитых странах в 2009 году зафиксировано падение ВВП: в США – на 2,4%, Франции – на 2,2, Италии – на 4,7, Великобритании – на 4,8, в Японии и Германии – на 5%. Но они продолжают оставаться крупнейшими мировыми экономиками, а в 2010 и 2011 годах, по прогнозам МВФ, в них намечается определенный рост. Прежде всего это относится к США.
В 2009 году снизились темпы роста ВВП в Китае, Индии и в странах Африки. На 2,6% упала экономика в государствах Латинской Америки. Но, по прогнозам, в 2010-2011 годах Китай, Индия, Бразилия и Мексика будут развиваться самыми высокими темпами в мире.
Дела в России и у большинства ее соседей по СНГ обстоят не лучшим образом. Экономический спад в 2009 году составил в среднем по государствам-участникам 7%. Снижение ВВП произошло в Армении, Казахстане, России, Украине. Промышленное производство в СНГ снизилось в целом на 14%.
Во всех государствах СНГ происходило снижение стоимостных объемов внешней торговли, что объясняется падением цен на топливно-энергетические и другие ресурсы и снижением спроса на них на мировом рынке. Взаимная торговля стран СНГ в их общем товарообороте за 2004-2008 годы снизилась с 27 до 21,5%. Казалось бы, сокращение спроса со стороны стран дальнего зарубежья должно было стать стимулом переориентации основных потоков товарооборота государств СНГ на внутрирегиональный рынок. Но этого не произошло ни в 2008-м, ни в 2009 году.
Вызывает обеспокоенность тот факт, что все более серьезную конкуренцию на рынке СНГ России составляют Евросоюз, Китай и США. Так, ЕС в настоящее время выступает ведущим торговым партнером для большинства стран СНГ. Влияние США во внешней торговле стран СНГ в последние 10 лет, по экспертным оценкам, уменьшилось. В то же время Соединенные Штаты обеспечили себе лидирующие позиции в нефтегазовом секторе Азербайджана и Казахстана. В энергетическом секторе Азербайджана они являются самым крупным инвестором. В Казахстане доля США в накопленных на середину 2009 года прямых иностранных инвестициях в горнодобывающей промышленности достигала 48%, в портфельных инвестициях – 78%.
Удельный вес Китая в общем внешнеторговом обороте государств Содружества вырос в 2008 году на 3% по сравнению с 2000 годом, в том числе в импорте – почти на 9%.
Отмечу также, что роль финансовых доноров в СНГ активно играют Китай и Евросоюз, соответственно переключая на себя экономические и политические региональные ресурсы.
Почему это происходит? Совокупный энергетический потенциал СНГ составляет около 11% мировых доказанных запасов нефти, уступая среди экономических сообществ только ОПЕК, и более 41% мировых запасов природного газа. В последние годы ситуация диктовала развитие экономического сотрудничества России и стран СНГ в первую очередь со странами Западной Европы, но это не принесло российской экономике серьезных инвестиций и передовых технологий. Как показывает практика, преобладание топливно-сырьевых товаров, сильно зависящих от конъюнктуры мировых рынков, не ведет и к глубокой интеграции национальных хозяйственных комплексов. Кроме того, производители углеводородного топлива в России и СНГ работают в режиме детерминации спроса над предложением. Не производится регулирование количества добычи и поставок углеводородов на внешние рынки, не применяются технологии консервации уже добытого сырья с целью его наиболее рационального использования.
Если посмотреть на Запад, то можно увидеть, что там от 70 до 85% прироста ВВП приходится на долю новых продуктов. Объем мирового рынка высоких технологий контролируется на 80% наиболее развитыми государствами и значительно превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов. Из 50 самых передовых макротехнологий, обеспечивающих производство наукоемкой продукции, 46 находятся в США, ЕС и Японии.
В странах с развитой экономикой доля затрат на научные исследования и разработки составляет свыше 2,5% ВВП, в то время как в государствах СНГ этот показатель в среднем составляет 0,4-0,5% ВВП. А как создавать новые конкурентоспособные товары, если не опираться при этом на достижения и результаты фундаментальных научных исследований?
Отсутствие результатов в фундаментальной науке создает проблемы с разработкой новых технологий, но после их появления необходимы механизмы трансфертов, коммерциализации, введения инноваций в товарооборот. Нужны общие правила торговли инновационной продукцией.
Перспективы экономической интеграции на пространстве СНГ способна дать реализация «Основных направлений долгосрочного сотрудничества государств – участников СНГ в инновационной сфере», которые были утверждены Советом глав правительств СНГ 20 ноября 2009 года в Ялте. В них отмечено, что эффективно преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса можно только через создание межгосударственного инновационного пространства, концентрацию объединенных усилий и ресурсов на приоритетных направлениях развития современных технологических укладов.
Важным перспективным фактором интеграции является также Межгосударственная целевая программа инновационного сотрудничества государств СНГ на период до 2020 года, которая будет осуществляться в соответствии с национальными инновационными программами.
К сожалению, в настоящее время в целом по СНГ затраты на инновации составляют только 4,9% общего объема затрат на производство промышленной продукции.
Учитывая экономические процессы в мире и СНГ, основным инструментом выхода из экономического кризиса в государствах СНГ должна стать новая инвестиционная политика, способная обеспечить переход к инновационной экономике. С позиции законодательства формирование инновационной системы СНГ требует создания целостной национальной и межгосударственной нормативно-правовой базы, которая регламентирует деятельность институциональных образований по финансированию совместных инновационных проектов. Например, через национальные венчурные фонды. Следует предусмотреть создание региональных технологических кластеров, призванных объединить основных участников инновационной системы вокруг ключевых технологий, обеспечить им финансовую поддержку. Необходимо создание таких правовых условий на пространстве СНГ, когда и при высокой степени риска инновационная деятельность станет привлекательной, а доходность высокотехнологичных отраслей будет превышать доходность отраслей в сырьевой экономике. Нужны правовые механизмы, обеспечивающие трансферт технологий и гармонизацию национального законодательства государств СНГ в интересах создания межгосударственной инновационной системы. В 2010 году, официально объявленном в Содружестве Годом науки и инноваций, следует на самом высоком политическом уровне поставить вопрос об имплементации модельного законодательства, регулирующего инновационные процессы в СНГ, в национальные законодательные системы.
Полагаю, что вызовы в сфере развития инновационной экономики, энергетики, транспорта, металлургии и машиностроения и других отраслей, с которыми сталкивается сегодня Россия в СНГ, требуют соответствующего государственного ответа. Нужна институционализация процесса принятия и реализации решений в сфере экономического развития СНГ на уровне вице-премьера Правительства Российской Федерации. Требуется создание специального министерства по делам экономического сотрудничества в СНГ, которое могло бы функционировать по программным принципам. Для стимулирования инновационной среды на уровне национального законодательства необходимо предусмотреть: увеличение государственного финансирования научных исследований; налоговые льготы и беспроцентные кредиты для предприятий, которые занимаются внедрением инноваций; введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции; страхование инновационных рисков; создание инновационных фондов с льготным режимом; использование грантов и льготное налогообложение в целях поддержки частного сектора научных исследований.
Представители законодательных и исполнительных органов власти стран Содружества должны совместными усилиями сделать так, чтобы государства СНГ встали на путь инновационного развития и вышли из кризиса, упрочив свои позиции на мировом рынке.
Виталий ЖУРАВЛЕВ
СОЮЗНОЕ ВЕЧЕ №43 (340) 23-29 сентября 2010 г.
< Предыдущая | Следующая > |
---|