Парламентский клуб Российский парламентарий

О проблемах строительного комплекса и ЖКХ в РФ и путях их решения

О ПРОБЛЕМАХ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ЖКХ В РФ И ПУТЯХ ИХ РЕШЕНИЯ

А.Ш.Садыгов - член Экспертного совета Парламентского клуба

ЖКХ

Российское жилищно-коммунальное хозяйство не назовешь передовой отраслью экономики. Для ЖКХ характерен консерватизм, который объясняется, в первую очередь, громоздкой и неповоротливой инфраструктурой, доставшейся от советской экономической системы, во-вторых, низкой активностью и требовательностью населения к качеству услуг, что отнюдь не стимулирует развитие рынка в жилищно-коммунальной сфере.

Ниже представлены некоторые «болевые точки» отрасли.

 

Формирование ТСЖ

Проблема

О проблеме создания товариществ собственников жилья говорят много и охотно. В данном докладе остановимся на трудностях в формировании ТСЖ в процессе долевого строительства. У таких организаций часто возникают конфликтные ситуации с застройщиками. Причина – разночтения в Жилищном законодательстве РФ.

Статья 139 Жилищного кодекса РФ допускает создание ТСЖ на этапе строительства, а статья 143 разрешает регистрацию ТСЖ только по решению собственников жилья, что противоречит одно другому. Будущие собственники могут принять соответствующее решение, зарегистрировать ТСЖ в налоговой инспекции. Но правом собственности на жилье могут воспользоваться только тогда, когда получат документы на данное право собственности, иначе это будет противоречить положениям ЖК. Более того, согласно закону № 72 РФ «О ТСЖ» право создания ТСЖ остается за застройщиком. Вероятно, с той поры пошло, что требование акта приема дома в эксплуатацию госкомиссией подписывается ТСЖ.

Таким образом, застройщик может с легкостью объявить нелегитимным ТСЖ, созданное до завершения строительства. Так нередко поступают не слишком крупные строительные компании, которые сопротивляются передаче домов в управление,стараясь как можно дольше не выпускать из-под своего контроля финансовые потоки.

Что касается ТСЖ в построенных домах, которые до их образования по умолчанию эксплуатировались жилкомсервисами, то смысл создания этих организаций будет лишь тогда, когда повысится качество управления и эксплуатации домом. В большинстве случаев вновь созданные ТСЖ отдают дом в управление местному жилкомсервису, и ничего не меняется.

Способ решения

Необходимо устранить противоречия в Жилищном кодексе РФ и законе № 72 РФ «О ТСЖ», проработать возможность приемки домов в эксплуатацию управляющей компании без обязательного участия ТСЖ.

Следует внести поправку в закон о ТСЖ и обязать эти организации либо своими силами осуществлять управление и эксплуатацию собственным жилым фондом, либо делегировать это право участнику рынка, отличному от предыдущего. Таким образом будет стимулироваться конкуренция на рынке управления и эксплуатации жилой недвижимости.

Создание конкурентной среды в ЖКХ

Проблема

Монополизация рынка управления и эксплуатации жилой недвижимости.

На сегодняшний день жилая недвижимость в городах России более чем на 2/3 обслуживается жилкомсервисами со 100%-ным государственным капиталом — прямыми наследниками советской коммунальной системы. Что касается частных эксплуатационных компаний, то их зарегистрировано мало. Кроме того, большинство таких компаний не имеют собственной материальной базы, работают нестабильно и через 1,5–2 года сворачивают деятельность. Нередко они берут на подряд те же жилкомсервисы, и, таким образом, присутствие новых частных компаний практически ничего не меняет на рынке.

Так, весной 2009 года в крупном российском городе одна иностранная компания приобрела 80% доли уставного капитала в шести убыточных жилкомсервисах и стала контролировать управление 12% жилого фонда города. Летом компания уступила 80% своей доли другому частному предприятию. Однако качество обслуживания сильно не повысилось, поскольку управление и эксплуатация домов осуществляется теми же жилкомсервисами — теми же людьми, теми же ресурсами. Весенняя сделка вызвала серьезный резонанс в деловых кругах города, наблюдался непродолжительный всплеск интереса к рынку ЖКХ. Однако вскоре всё стало на свои места.

Способ решения

Привлечение в российское ЖКХ частных компаний, способных реально улучшить качество обслуживания жилых домов. Эти компании должны обладать собственной материальной базой, ресурсами и опытом эффективной эксплуатации недвижимости. Они должны иметь штат квалифицированных кадров, достаточный для выполнения тех задач, за которые они берутся. В противном случае новые участники рынка будут брать на подряд существующие организации, и ситуация в ЖКХ не улучшится, а только усложнится. Необходимо внести в законы конкретные критерии оценки управляющих компаний, которые претендуют на эксплуатацию жилой недвижимости.

Доступность жилья, расселение коммунальных квартир

Проблемы

Отсутствие достаточного спроса на коммунальные квартиры со стороны инвесторов и высокие риски при расселении.

Из-за кризиса многократно снизилось количество ипотечных сделок. Тем не менее, во всех отношениях государству выгодно стимулировать рынок строительства и поддерживать экономически активное население, готовое работать и зарабатывать на жилье.

 

Примеры успешного решения проблемы

1. В Перми с 2001 года в рамках реализации муниципальной программы «Дом для вашей семьи» работает следующая модель.

Муниципалитет учредил некоммерческую организацию, которой вне конкурсных процедур выделяются земельные участки. На основании инвестиционного договора к продажам и рекламе этой организацией привлечены кооперативы. По некоторым объектам некоммерческая организация выступает в качестве застройщика, привлекая к строительству подрядные организации. В других случаях эти функции закрепляются за частным застройщиком. Он же занимается разработкой проектно-сметной документации. Под гарантии города в случае необходимости привлекается пермское отделение Сбербанка РФ. Первоначально инженерным обеспечением занимался город, с которым некоммерческая организация рассчитывалась после реализации проекта. Привлечение целевых жилищных инвестиций производится кооперативом на основании заключаемых между ним и гражданами договоров накопления паев.

Такая схема позволяет реализовывать квартиры по ценам на 20% ниже рыночных. До 10% от объемов строительства передается муниципалитету под целевые жилищные программы. За время реализации программы – с 2001 г. – по этой схеме построено 30 многоэтажных домов.

2. В Ленобласти в качестве инвестора выступает региональный оператор АИЖК – ЛеноблАИЖК. В качестве заказчика – муниципальное предприятие, которое имеет право заимствовать денежные средства, что является ключевым фактором выбора именно этой формы собственности.

Муниципальное предприятие заключило инвестиционный и агентский договоры с ЛеноблАИЖК, на основании которых ЛеноблАИЖК привлекает денежные средства физических лиц. Для подготовки проектно-сметной документации ЛеноблАИЖК инвестирует до 20% от стоимости проекта из собственных и привлеченных средств. Привлеченные средства – это средства кредиторов-банков под гарантии субъекта РФ, привлекались и кредиты, предоставляемые из средств бюджета субъекта по ставке 1/3 ставки рефинансирования. Около 80% средств – договоры долевого участия.

ЛеноблАИЖК на стадии строительства выдавал жилищные кредиты, после окончания строительства и регистрации собственности переоформлял кредиты в ипотечные договоры по системе АИЖК. Некоторые объекты практически полностью реализовывались под участников целевых жилищных программ. Среди реализуемых проектов – многоквартирный дом во Всеволожском районе.

Такая схема позволила снизить цены до 30 тыс. рублей за кв. метр жилья при среднерыночных во Всеволожском районе – 68 тыс. рублей.

3. В Челябинске новая модель позволила внедрить схему ломбардной ипотеки.Там была создана «Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки» – первоначально как региональный оператор по рефинансированию ипотечных кредитов с уставным капиталом в 8 миллионов рублей. Ломбардная ипотека предполагает внесение в качестве первоначального взноса за квартиру, приобретаемую в корпорации, имеющееся у покупателя жилье. В настоящее время корпорация работает над 60 объектами в 25 муниципальных образованиях, выступая в качестве застройщика преимущественно в сегменте малоэтажного домостроения. Строительство ведется не только под льготные программы и программы АИЖК, корпорация выставляет на рынок квартиры по ценам ниже рыночных.

Корпорация намерена предложить еще одну схему покупки жилья – аренду с последующим выкупом, когда желающие арендуют у корпорации жилье, ежемесячно оплачивают жилищно-коммунальные услуги, арендную плату и определенную сумму, которая идет на накопление первоначального взноса. Накопив 30% от стоимости квартиры, будущий владелец берет на оставшуюся сумму ипотечный кредит, выкупает квартиру в собственность и отдает ее в залог, пока полностью не рассчитается за жилье.

 

Пути решения

Привлечение коммерческих инвесторов, увеличение участия государства и институциональных инвесторов в выкупе коммунальных квартир.

Условием расселения должна быть не площадь коммунальной квартиры, а количество расселяемых человек или площадь предоставляемого жилья. То есть, часть обязательств по расселению жителей квартиры берет на себя, допустим, город, другую часть — инвестор.

Если квартира предлагается под расселение агентству недвижимости, то за ним необходимо их закрепить. Риэлтор предоставляет услуги жителям коммунальной квартиры и выступает от их лица перед инвестором на основании договора. Если у инвестора есть аффилированное агентство, которое он хотел бы привлечь, то он мог бы это сделать на основании межагентского соглашения о разделении полномочий.

К ремонту домов, находящихся в аварийном состоянии, можно привлекать частных инвесторов. В качестве платы за ремонт можно предоставлять им в распоряжение коммунальные квартиры, расселенные до этого силами государства.

Для эффективного решения проблем, связанных с приобретением населением доступного жилья, нужно создавать смешанные формы государственно-частных партнерств. Целесообразно соединить преимущества частного и государственного строительства. Первое отличается высокой предпринимательской активностью, инновационными подходами, умением быстро ориентироваться в сложных экономических ситуациях. Преимущества второго заключаются в долгосрочном планировании, государственных гарантиях и доверии к нему граждан.

Выплата государственных субсидий для получения ипотеки в рамках жилищных программ, по сути, «гасит» рыночные процентные ставки и делает ипотеку более доступной. Поскольку субсидии не зависят ни от инфляционных процессов, ни от изменения ставки рефинансирования, у приобретателя жилья есть возможность заранее просчитать свои финансовые потоки и быть уверенным в получении жилья. При этом гарантом законности сделки выступает государство.

С другой стороны, и для бизнеса сотрудничество с государством снижает риски. Предпринимателю на длительный срок становится ясен источник поступления денежных средств по сделке.

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

Если говорить в общих чертах, то барьеры, сдерживающие развитие энергосбережения и энергоэффективности в стране, можно разделить на четыре основные группы:

- недостаток мотивации;

- недостаток информации;

- недостаток опыта финансирования проектов;

- недостаток организации и координации.

Наблюдается отсутствие синхронизации различных областей законодательства: градостроительное планирование не связано с развитием энергосистем; законодательство о госзакупках не содержит требований по энергоэффективности и т.д. Это общеизвестные факты, которые неоднократно обсуждались на уровне министерств, в частности, Минэнерго.

Ниже представлены некоторые конкретные проблемы в данной сфере, которые кажутся весьма актуальными.

 

Автоматизация систем теплоснабжения

Проблема

Трудность внедрения новых систем теплоснабжения.

Пути решения

Один иностранный концерн с большим опытом поставки средств автоматики и автоматизации теплоснабжения, а также участия в энергосберегающих проектах во всем мире, в том числе и в России уже давно предлагает пошаговый путь внедрения передовых технологий автоматизации систем теплоснабжения, который ведет к существенному сокращению потребления тепловой энергии.

Первый шаг — оборудование домов современными индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП) с общедомовыми узлами учета (УУ) тепловой энергии. ИТП с УУ позволят равномерно распределять тепловые нагрузки по всему зданию, регулировать теплопотребление в зависимости от температуры наружного воздуха, зафиксировать экономический эффект.

Второй шаг — установка автоматических балансовых клапанов на стояках. Это оборудование сведет к минимуму диспропорцию в распределении тепла между потребителями, при которой больше тепловой энергии достается тем, кто находится ближе к ИТП.

Третий шаг — оснащение квартирных радиаторов терморегуляторами. Это даст возможность жильцам самостоятельно регулировать теплоотдачу радиатора и соответственно регулировать температуру в помещении.

Четвертый шаг — внедрение в квартирах приборов индивидуального учета потребления тепла. Что даст возможность жильцам платить за тепло по факту потребления, как за электроэнергию. Здесь, как говорится, комментарии излишни.

Эта простая система мероприятий позволит жителям российских городов избавиться от недостатков непредсказуемого городского теплоснабжения с его недо- и перетопами и получить возможность регулировать подачу тепла «по потребности». И, соответственно, экономить, поэтому быть готовыми к скачкам цен на энергоресурсы.

Еще одна компания предлагает комбинированное внедрение российской и иностранной техники. На основании многолетнего опыта проектирования и строительства инженерных систем, рекомендуется следующая комбинация отечественного и импортного оборудования. По импорту нужно закупать все высокотехнологичное оборудование: приборы, средства автоматики (в том числе предохранительные клапаны), автоматизации и телекоммуникации, насосы, теплообменники, а также трубопроводную арматуру. Отечественным могут быть трубы, фитинги, металлопрокат, крепеж и т.п.

Внедрение приборов учета потребляемых теплоносителей

Проблема

В недавно принятом Федеральном законе РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности предписана обязательная установка приборов учета энергопотребления (статья 13). Юридические лица обязаны оборудовать занимаемые помещения узлами учета до 1 января 2011 года, собственники жилых помещений — до 1 января 2012 года. Но вряд ли эти меры могут гарантировать снижение расхода энергии. Оборудование оплачивают потребители, приобретают и монтируют управляющие компании или привлеченные ими организации, имеющие лицензию на соответствующие работы, а эксплуатируют тепловые сети. Такая схема многократно усложняет процедуру установки. Вопрос контроля качества выбранного оборудования и его обслуживания остается нерешенным. В результате мы можем получить формально установленные, но не работоспособные узлы учета.

 

Примеры успешного решения проблемы

Из многих европейских государств нам, россиянам, наиболее интересен опыт таких, как Дания. Эта страна широко использует централизованное теплоснабжение, столь характерное для России. Там приобретение, монтаж и эксплуатация счетчиков тепла находятся в руках предприятий тепловых сетей. Это обеспечивает единство измерений, легкость обслуживания и возможность дальнейшей диспетчеризации. Баланс интересов потребителей и теплоснабжающих компаний обеспечивается при помощи двуставочного тарифа. Одна его часть — постоянная — гарантирует возврат расходов тепловых сетей на обслуживание оборудования (в том числе и на установку и эксплуатацию узлов учета). Переменная часть напрямую зависит от фактического расхода тепла каждым абонентом. При этом теплоснабжение в Дании по закону бесприбыльно. Вся прибыль возвращается потребителям в конце года или переводится на следующий год для снижения цен на тепло.

 

Путь решения

Приборы учета тепла должны закупаться и устанавливаться только тепловыми сетями. А оплачиваться — через постоянную составляющую тарифа. До тех пор пока установкой счетчиков будет заниматься потребитель, добиться эффективности проблематично.

 

Альтернативные источники энергии

Проблема

Недостаток стимулирования россиян для установки альтернативных источников энергии.

Во многих случаях сети централизованного энергоснабжения не нужны – вполне хватит локальных источников. Но владельцы локальных источников энергии должны иметь гарантии того, что они всегда смогут продать излишки, и им не придется выводить станции из оптимального режима работы.

 

Примеры успешного решения проблемы

В цивилизованных странах государство обязано покупать излишки энергии у локальных производителей.Будь то ветряной двигатель, газогенератор или вообще солнечная батарея. У нас ни одного подобного случая не наблюдалось.

 

Путь решения

Создать юридические условия, при которых применение эффективных технологий стало бы экономически выгодным для любого участника хозяйственной деятельности в стране. Обеспечить государственную гарантию реализации излишков энергии от локальных источников, находящихся в собственности российских граждан.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Многие проблемы строительного комплекса сводятся к внедрению новых технологий — строительных, управленческих, информационных — а также к поиску людей, способных данные технологии применять.

Рассмотрим ряд важных проблем строительной отрасли, связанные с указанными выше аспектами.

Высокая себестоимость строительства

 

Проблема

В России складское строительство дороже в 1,5 раза, чем во Франции, и в 2,5 раза, чем в США. Производительность труда в строительстве в 6 раз ниже, чем в Соединенных Штатах. Дальше развиваться в таком ключе невозможно.

Необходимо ликвидировать отставание в системе технического регулирования и обеспечить цикл внедрения инновации в пределах срока реализации проекта.

 

Пример решения

В ряде городов, при комитетах по строительству создаются специальные подразделения по подготовке технических заданий на проектирование, содержащих требования к использованию новых технологий и материалов, которые будут сопровождаться техническими регламентами по их применению и сметными расценками.

 

Пути решения

Привлечь частный бизнес к реализации мероприятий по снижению себестоимости строительства путем внедрения своих технологических решений в рекомендательные документы. Разработать качественно иные критерии для оценки новых стройматериалов и оборудования, которые в дальнейшем можно было бы заложить в основу технического задания.

Устаревшая нормативная база строительства и производства стройматериалов

Проблема

Сегодня в России отсутствует единая, грамотно выстроенная и согласованная нормативная база для регулирования деятельности в основных отраслях промышленности.

Как показывает практика, современная нормативная база, регулирующая сферу строительства, во многом ограничивает возможности производителей и проектировщиков. 90% строительных норм датируется 1980 и 1982 годами выпуска.

Например, изготовители кровли до сих пор работают по старому СНиПу, утвержденному еще в 1976 году. Огромное количество дополнений, изменений, описаний новых материалов и технологических карт только вносит путаницу в сложный процесс выпуска и применения кровельной продукции. В СНиПе по скатным кровлям описаны нормативы по рулонной кровле и асбоцементному листу. Уточнявшиеся в последний раз лишь в 1980 году, они не имеют ни малейшего отношения к современным кровельным материалам, применяемым в загородном домостроении.

Не меньше возражений вызывают попытки систематизировать кровельные материалы, предпринятые в ГОСТ 30547-97 «Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные», которые породили необъяснимые логикой технические требования к классам кровельных материалов.

А тем временем на рынок приходит все больше и больше новых стройматериалов и технологий возведения объектов, на которые в России СНиПов и вовсе пока не существует.

Некоторые недобросовестные компании, пользуясь устаревшими ГОСТами и СНиПами, выпускают продукцию, использовать которую при строительстве просто опасно. Принятие новых стандартов позволит вытеснить такие фирмы с рынка.

Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ, который вступил в силу 27.12.2002,  года регламентировал отказ от применения около ста тысяч ГОСТов, СНИПов и других отраслевых стандартов. Эти нормы должны быть заменены несколькими сотнями технических регламентов, регулирующих исключительно вопросы безопасности использования продукции и процессов ее производства.

Разделение нормативных документов на обязательные (технические регламенты) и добровольные (национальные стандарты и своды правил) создало сложную правовую конструкцию. Она отличается от прежней, когда все нормативные технические документы являлись обязательными. В результате возникла необходимость создания специального административного механизма, который обеспечивал бы организационную и правовую связь между документами разного нормативного статуса.

Непосредственное применение положений законодательства к сложившейся системе нормативных технических документов в строительстве затормозилось ее большим объемом, сложной структурой и отсутствием внятных методических материалов по работе с ней.

 

Примеры решения проблемы

Анализ иностранного законодательства показывает, что во многих странах с гибкой системой регулирования, например, в Германии и Японии, стандарты, по общему правилу, являются документами добровольного применения. Однако для наиболее опасных сфер промышленности сделано исключение из общего правила – стандарты в данных отраслях наделены статусом обязательных для применения. В ряде европейских стран такой подход применяется и для столь сложной и опасной сферы деятельности, как строительство.

 

Пути решения

Необходимо существенно активизировать деятельность по кардинальному обновлению национального фонда российских стандартов и их гармонизации с международными нормами. Также рекомендуется внести в закон изменения, предусматривающие продление переходного периода реформы технического регулирования, в том числе увеличение срока действия нормативных документов, обеспечивающих безопасность в строительстве на данном этапе (СНиПы, ГОСТы). Крайне важно обеспечить обязательное исполнение требований национальных стандартов и сводов правил в особо опасных отраслях промышленности.

Требуется внесение дополнительных поправок в Федеральный закон «О техническом регулировании», в части учета в нем специфики строительной отрасли. В частности, обязательные требования к зданиям, сооружениям, процессам их проектирования, строительства и эксплуатации должны будут устанавливаться не только непосредственно в технических регламентах, но и в технических документах более низкого уровня.

Лучший вариант того, что можно сделать, – это вывести строительство из сферы действия закона «О техническом регулировании», внести соответствующие изменения в Градостроительный кодекс, утвердить систему нормативных документов и в срочном порядке актуализировать строительные нормы и правила.

Ответственность за техническое регулирование отрасли

Проблема

Реформирование системы технического регулирования в строительной отрасли столкнулось с практически полным отсутствием субъектов, принимающих на себя ответственность за разработку нормативных технических документов, и, главное, с отсутствием субъекта, ответственного за систему технического регулирования в целом.

 

Примеры решения проблемы

В Германии нормативной деятельностью занимается DIN – частная организация, работающая с государством на договорной основе, на 98% проводимые этим институтом работы по стандартизации финансирует заинтересованный в продвижении перспективной продукции бизнес.

 

Пути решения

Необходима переработка нормативных документов, включающая обновление технических регламентов. Схема финансирования данной работы должна предполагать участие частного капитала и носить консолидирующе-финансовый характер. Например, государство может выделить порядка 25–30% от всего объема финансирования программы, а оставшуюся часть возьмет на себя бизнес, который заинтересован во внедрении в стройиндустрию собственных разработок и технологий, в продвижении нового продукта на строительный рынок.

Подготовка кадров

Проблема

Нехватка учебных заведений по подготовке квалифицированных рабочих кадров.

Например, в Санкт-Петербурге было 40 СПТУ, сейчас осталось 4. Их оснащение в настоящее время оставляет желать лучшего.

 

Пример решения

В Германии или Финляндии на учебных комбинатах есть оборудование, которое еще не имеет серийного производства. Опытные образцы поставляются в такие комбинаты за государственный счет.

Немецкая система финансирования подготовки рабочих подразумевает участие на паритетных началах государства, работодателей, профсоюзов и самих учащихся. Если на последних возложить 10% материальных затрат, то на остальных выпадает по 30%.

 

Пути решения

Возрождение былой системы профессионально-технического образования сейчас вполне оправданно. Необходимо только грамотно расходовать средства, которые могли бы быть отпущены на разработку и реализацию подобной программы. Весьма разумно будет привлечь к ее финансированию строительные компании, которые в первую очередь заинтересованы в данном решении. К организационной работе в рамках реализации программы возрождения системы ПТУ можно подключить профессиональные кадровые агентства. Многие из них сегодня развивают собственные направления деятельности, связанные с обучением персонала. Кадровые агентства постоянно отслеживают ситуацию на рынке труда, прекрасно осведомлены о том, какие профессии наиболее востребованы в тот или иной момент времени.

Что касается системы обучения, подобной немецкой,  то она может быть реализована в рамках строительного технопарка. Государство могло бы предоставить свой вклад в финансирование обучения в виде помещений и площадок, где можно было бы производить обучение. Работодатель и профсоюзы могли бы оснастить такие технопарки современным оборудованием.

В рамках технопарка помимо подготовки рабочих можно устраивать постоянно действующие выставки-презентации строительных фирм, проводить повышение квалификации рабочих и техников.

Информационная поддержка строительной отрасли

Проблема

Низкий уровень  информированности многих руководителей строительных предприятий.

Во многих регионах встречаются руководители, которые не имеют понятия даже о Федеральном законе № 148, не говоря уже о других законах, определяющих жизнь строительного комплекса страны. Некоторые и не подозревают, что лишатся возможности работать сразу после рождественских каникул, поскольку имеют весьма смутное представление об отмене лицензирования и саморегулировании.

Несмотря на бурное развитие Интернет-технологий, в кибернетическом пространстве строительной отрасли наблюдается некий информационный вакуум. Сегодня бывает трудно найти даже элементарную достоверную информацию о действующей компании.

В настоящее время даже имеющаяся информация (далеко не всегда полная, актуальная и достоверная) о компаниях, событиях и технологиях строительного комплекса бессистемно разбросана по различным сетевым ресурсам.

 

Пути решения

В каждом регионе страны необходимо создать мощный Интернет-портал, где будет размещена актуальная информация о проведении тендеров, новостях госзаказа, законах и законопроектах регионального и федерального уровня, о новых технологиях. Во всеобщем доступе должны находиться и сведения обо всех существующих в регионе строительных саморегулируемых организациях (СРО) и их членах. В каждом регионе необходима работающая в режиме реального времени база данных строящихся объектов, на которые оформлены официальные разрешения. Такая база была бы очень полезна многим поставщикам и субподрядчикам.

Технологии управления строительным процессом

Проблема

Низкий уровень автоматизации управления строительными проектами.

Строительство — отрасль, во многом консервативная. Скептическое отношение руководителей строительных компаний к данному вопросу во многом объясняется негативным советским опытом создания АСУ в 1960-80-е годы. Тем не менее, внедрение передовых информационных технологий в управление бизнес-процессами дает ощутимые результаты.

 

Примеры решения проблемы

На одном из ведущих предприятий Санкт-Петербурга по производству бетонов и строительных растворов внедрены системы автоматизации производства товарного бетона и транспортной логистики. Результатом стало как 40%-е снижение числа рекламаций, так и 40%-й рост эффективности производства.

На одном из домостроительных комбинатов после внедрения интегрированной системы управления продажами с call-центром удалось в 3 раза сократить время подготовки документов, на 30% увеличить показатель числа клиентов из расчета на 1 оператора, вдвое сократить для клиента время ожидания ответа.

 

Пути решения проблемы

Необходимо внедрять передовые технологии автоматизированного управления предприятием в государственных и надзорных организациях, тесно контактирующих с предприятиями строительного комплекса. Начать следует с системы электронного документооборота и обязать строительные компании предоставлять необходимую документацию в тех же системах (как, например, налоговая инспекция обязует предприятия сдавать отчеты в системе «1С», на базе которой, кстати, созданы многие программы автоматизированного управления предприятиями).

Вы сейчас здесь Клуб О клубе Экспертный совет О проблемах строительного комплекса и ЖКХ в РФ и путях их решения