ДОКЛАД А.М. БАБАКОВА НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ В ГОСДУМЕ ПРИ ОБСУЖДЕНИИ О ПРИНЯТИИ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Сегодня мы не просто увеличиваем срок полномочий Президента и депутатов Государственной Думы – мы своим голосованием повышаем уровень ответственности высших должностных лиц за проводимую государственную политику. Причем эту ответственность несут солидарно – и Президент, и депутаты Госдумы, и выдвинувшие их партии. Юридический анализ предлагаемых изменений показывает, что они не меняют базовых принципов Конституции и затрагивают лишь вопрос конкретного взаимоотношения ветвей власти, не меняя при этом конструкцию системы власти в целом.
2. Послание Президента России знаменует собой начало чрезвычайно важного пути в жизни нашего государства – внесение коренных изменений в политическую систему России. Эти изменения являются следствием реального взросления российской демократии. Сегодня мы можем многое, и в связи с этим чрезвычайно важно в государственном строительстве опираться на ресурсы, заложенные в нашем демократическом устройстве и традициях народовластия.
3. По сравнению с 90-ми, у нас многое изменилось в политике. Ушла в прошлое политическая конфронтация. Партии стали основой реально работающей политической системы, политические институты не подавляют, а дополняют друг друга. Государственная Дума в последнее время начинает играть всё большую роль в жизни нашего государства, и правительство, не смотря на весь свой авторитет, считается с мнением парламента.
4. Президент обратил внимание на необходимость расширения контрольных функций Государственной Думы. На мой взгляд, эти изменения не только оправданны, но и необходимы по целому ряду причин.
Инициатива о наделении контрольными полномочиями Государственной Думы в отношении Правительства полезна для парламента, поскольку придает ему дополнительный вес в системе российской власти.
Введение системы отчетности Правительства перед думой полезно для всей системы власти в России. Это и совершенствование системы госрегулирования, и дополнительный стимул для развития демократических процессов в стране. Действия исполнительной власти становятся более прозрачными и не только для депутатов, но и для всего общества, для каждого гражданина, который сможет ознакомиться с отчетами правительства и ответами на поставленные Государственной Думой вопросы.
Контрольные полномочия Думы в отношении Правительства являются дополнительной составляющей для успешной реализации долгосрочной программы социально-экономического развития России и сохранения стабильности в стране.
Кроме того, это прямой политический сигнал нашему обществу и всему миру о повышении роли демократических институтов в России, одним из важнейших среди которых является Парламент.
5. Развитие демократии касается всех уровней власти, начиная с федерального и заканчивая местным. Мы продолжаем двигаться по пути демократизации. Не случайно по новому принципу будет формироваться Государственная Дума и Совет Федерации, существенную роль в определении кандидатуры главы субъекта федерации будут играть региональные парламенты и региональные отделения крупнейших политических партий. Мы просто обязаны завершить муниципальную реформу, дать людям возможность решать огромное число проблем на местах самостоятельно через институты и возможности демократии участия.
Но демократия не есть частная смена власти, хотя без смены этой самой власти демократия не существует. Скажу больше, демократия не противоречит эффективности управления, а является её основой.
Именно из-за этого мы сегодня говорим об увеличении сроков полномочий Президента и Государственной Думы.
Почему это так важно?
Давайте обратимся к примерам. В абсолютном большинстве демократических государств, в которых президент избирается не парламентам, а непосредственно избирателями или коллегией выборщиков, нет такой роскоши как избрание главы государства на четыре года. Единственным достойным внимания исключением является США с её более чем двухсотлетней историей демократии. А, например, в Финляндии, Мексике президента избирают на 6 лет, в Португалии и Франции – на пять. Причем, как вы знаете, на протяжении всего демократического пути развития длиной больше 50 лет президент Франции избирался даже на семь лет. Примеры можно продолжить.
6. Долгосрочные задачи в области социально-экономического развития требуют значительных по времени горизонтов планирования. В том числе и для тех, кто их реализует. Поэтому увеличение сроков полномочий высших выборных органов власти в этой ситуации вполне естественно и полезно. Вопросы увеличения сроков полномочий Президента и Госдумы обсуждались давно. Все помнят, как активно эти вопросы обсуждали в прошлом году накануне выборов в Государственную Думу. Тогда это осталось на уровне общественной дискуссии.
И это хорошо, поскольку изменения Конституции во время выборного цикла чреваты политическими спекуляциями подрывают доверие к власти.
Сегодня решение этого вопроса вполне закономерно.
Политическая ситуация в стране стабильна и высшим органам власти требуется предоставить больше времени для реализации долгосрочной стратегии развития. Говоря об увеличении сроков полномочий Президента и парламента, мы, по сути, даем возможность увеличить срок работы и Правительству.
7. Время – это ресурс, которого всегда не хватает. Но на реальные позитивные изменения в нашей жизни нужно именно время. Нельзя вскочить в уходящий скоростной поезд, везущий к счастью. Путь преобразований надо пройти. Не случайно, Президент в своем послании наметил нам важнейшие стратегические ориентиры, достичь которых за год-два просто нереально. Это касается и судебной реформы, и изменения базовой конфигурации международных отношений, новой роли финансовых институтов. Сегодня мы голосуем за то, чтобы дать возможность все это сделать, мы голосуем за то, чтобы дать стране время на это.
< Предыдущая | Следующая > |
---|