Парламентский клуб Российский парламентарий

Доклад А.М. Бабакова на Пленарном заседании в Госдуме при обсуждении о принятии поправок к Конституции Российской Федерации

ДОКЛАД А.М. БАБАКОВА НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ В ГОСДУМЕ ПРИ ОБСУЖДЕНИИ О ПРИНЯТИИ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Сегодня мы не просто увеличиваем срок полномочий Президента и депутатов Государственной Думы – мы своим голосованием повышаем уровень ответственности высших должностных лиц за проводимую государственную политику. Причем эту ответственность несут солидарно – и Президент, и депутаты Госдумы, и выдвинувшие их партии. Юридический анализ предлагаемых изменений показывает, что они не меняют базовых принципов Конституции и затрагивают лишь вопрос конкретного взаимоотношения ветвей власти, не меняя при этом конструкцию системы власти в целом.

2. Послание Президента России знаменует собой начало чрезвычайно важного пути в жизни нашего государства – внесение коренных изменений в политическую систему России. Эти изменения являются следствием реального взросления российской демократии. Сегодня мы можем многое, и в связи с этим чрезвычайно важно в государственном строительстве опираться на ресурсы, заложенные в нашем демократическом устройстве и традициях народовластия.

3. По сравнению с 90-ми, у нас многое изменилось в политике. Ушла в прошлое политическая конфронтация. Партии стали основой реально работающей политической системы, политические институты не подавляют, а дополняют друг друга. Государственная Дума в последнее время начинает играть всё большую роль в жизни нашего государства, и правительство, не смотря на весь свой авторитет, считается с мнением парламента.

4. Президент обратил внимание на необходимость расширения контрольных функций Государственной Думы. На мой взгляд, эти изменения не только оправданны, но и необходимы по целому ряду причин.

Инициатива о наделении контрольными полномочиями Государственной Думы в отношении Правительства полезна для парламента, поскольку придает ему дополнительный вес в системе российской власти.

Введение системы отчетности Правительства перед думой полезно для всей системы власти в России. Это и совершенствование системы госрегулирования, и дополнительный стимул для развития демократических процессов в стране. Действия исполнительной власти становятся более прозрачными и не только для депутатов, но и для всего общества, для каждого гражданина, который сможет ознакомиться с отчетами правительства и ответами на поставленные Государственной Думой вопросы.

Контрольные полномочия Думы в отношении Правительства являются дополнительной составляющей для успешной реализации долгосрочной программы социально-экономического развития России и сохранения стабильности в стране.

Кроме того, это прямой политический сигнал нашему обществу и всему миру о повышении роли демократических институтов в России, одним из важнейших среди которых является Парламент.

5. Развитие демократии касается всех уровней власти, начиная с федерального и заканчивая местным. Мы продолжаем двигаться по пути демократизации. Не случайно по новому принципу будет формироваться Государственная Дума и Совет Федерации, существенную роль в определении кандидатуры главы субъекта федерации будут играть региональные парламенты и региональные отделения крупнейших политических партий. Мы просто обязаны завершить муниципальную реформу, дать людям возможность решать огромное число проблем на местах самостоятельно через институты и возможности демократии участия.

Но демократия не есть частная смена власти, хотя без смены этой самой власти демократия не существует. Скажу больше, демократия не противоречит эффективности управления, а является её основой.

Именно из-за этого мы сегодня говорим об увеличении сроков полномочий Президента и Государственной Думы.

Почему это так важно?

Давайте обратимся к примерам. В абсолютном большинстве демократических государств, в которых президент избирается не парламентам, а непосредственно избирателями или коллегией выборщиков, нет такой роскоши как избрание главы государства на четыре года. Единственным достойным внимания исключением является США с её более чем двухсотлетней историей демократии. А, например, в Финляндии, Мексике президента избирают на 6 лет, в Португалии и Франции – на пять. Причем, как вы знаете, на протяжении всего демократического пути развития длиной больше 50 лет президент Франции избирался даже на семь лет. Примеры можно продолжить.

6.  Долгосрочные задачи в области социально-экономического развития требуют значительных по времени горизонтов планирования. В том числе и для тех, кто их реализует. Поэтому увеличение сроков полномочий высших выборных органов власти в этой ситуации вполне естественно и полезно. Вопросы увеличения сроков полномочий Президента и Госдумы обсуждались давно. Все помнят, как активно эти вопросы обсуждали в прошлом году накануне выборов в Государственную Думу. Тогда это осталось на уровне общественной дискуссии.

И это хорошо, поскольку изменения Конституции во время выборного цикла чреваты политическими спекуляциями подрывают доверие к власти.

Сегодня решение этого вопроса вполне закономерно.

Политическая ситуация в стране стабильна и высшим органам власти требуется предоставить больше времени для реализации долгосрочной стратегии развития. Говоря об увеличении сроков полномочий Президента и парламента, мы, по сути, даем возможность увеличить срок работы и Правительству.

7. Время – это ресурс, которого всегда не хватает. Но на реальные позитивные изменения в нашей жизни нужно именно время. Нельзя вскочить в уходящий скоростной поезд, везущий к счастью. Путь преобразований надо пройти. Не случайно, Президент в своем послании наметил нам важнейшие стратегические ориентиры, достичь которых за год-два просто нереально. Это касается и судебной реформы, и изменения базовой конфигурации международных отношений, новой роли финансовых институтов. Сегодня мы голосуем за то, чтобы дать возможность все это сделать, мы голосуем за то, чтобы дать стране время на это.

Вы сейчас здесь Клуб О клубе Экспертный совет Доклад А.М. Бабакова на Пленарном заседании в Госдуме при обсуждении о принятии поправок к Конституции Российской Федерации