Парламентский клуб Российский парламентарий

Олег Морозов: поправки в Конституцию - важный шаг в продвижении идей народовластия и демократии

ОЛЕГ МОРОЗОВ: ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ - ВАЖНЫЙ ШАГ В ПРОДВИЖЕНИИ ИДЕЙ НАРОДОВЛАСТИЯ И ДЕМОКРАТИИ

14 ноября 2008 года Первый заместитель Председателя Государственной Думы Олег Морозов выступил от фракции «Единая Россия» при обсуждении в Государственной Думе в первом чтении пакета президентских законопроектов по поправкам в Конституцию.

Он заявил: «Сегодня  российский парламент впервые обсуждает важнейший вопрос - поправки  к Конституции, внесенные Президентом Российской Федерации.

Было время, когда эта тема поднималась парламентом очень часто.  Тогда изменения в Конституции хотели сделать орудием политической борьбы. И к  чести парламента  -  он ни разу не пошел на поводу таких попыток.

Потом были предложения  поменять Конституцию ради продления полномочий эффективного и исключительно популярного Президента. К чести В.В Путина, он всегда говорил решительное «нет» подобным предложениям, ссылаясь на то, что изменения в Конституции не должны  связываться с отдельной личностью или конкретной политической ситуацией.

Для нас, партии «Единая Россия» очевидно, что вносить изменения в действующую Конституцию, доказавшую свою жизнеспособность, следует только в рамах глубоко осмысленной и  одобренной обществом  стратегии развития страны.

Сегодня такая стратегия предложена. Ее социально-экономическую часть мы называем «планом Путина».

Базовые политические принципы этой стратегии были изложены Президентом Российской Федерации Д. А.  Медведевым в Послании Федеральному Собранию.

Президент предложил два взаимосвязанных  вектора нашего политического  развития.

Первый – это  дальнейшая демократизация общества.  И на это направлены те 10 предложений, которые обновляют формирование и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления.

Второй – это   повышение ответственности государственных институтов власти перед народом.

Изменения в Конституции, предложенные Президентом, решают преимущественно эту, вторую задачу, ставшую в наши дни, как никогда, актуальной. Ибо, впервые в новейшей истории мы стали  планировать развитие  страны на длительную перспективу.

При этом мы продолжаем оставаться страной с переходной экономикой, страной, в которой приходится единовременно решать задачи невероятной сложности. За годы - проходить путь, на который другим странам потребовались десятилетия и даже столетия.

А это может  сделать  только авторитетная и ответственная перед народом  власть!

Итак, какие же цели достигаются конституционными изменениями, предложенными Президентом:

Цель первая.  Это   повышение роли президентской власти как института, определяющего основные направления внутренней и внешней политики страны. Мы были, есть и остаемся президентской республикой, что отвечает нашей политической традиции, нашей политической культуре и мироощущению подавляющего большинства российских граждан. Именно поэтому предлагается продлить срок президентских полномочий до шести лет.

Что такое шесть лет? Это два бюджетных  цикла. Это, одновременно ровно половины того  временного лага, который  принят сейчас для стратегического планирования. Стратегия «2020» рассчитана, как известно, на двенадцать лет.

Увеличение сроков полномочий президента обеспечивает возможность реализовать предвыборные обещания, данные гражданам, в течение одного избирательного цикла.

Цель вторая. Повысить роль представительной и законодательной ветви власти в реализации своих конституционных полномочий.

Есть точка зрения, что  можно было бы  сохранить и для  Думы и для Президента нынешние сроки полномочий. Мы ее сегодня услышали от фракции КПРФ.

Можно конечно – кто же спорит. Но, во-первых, многие до сегодняшнего дня слышали высказывания лидеров КПРФ. Все были «за». И, второе, смотрите, как лукаво ставится вопрос. Парламентский контроль – за это наши коллеги готовы проголосовать. То есть контролировать – это, пожалуйста. Причем, готовы спрашивать с Правительства не за исполнение бюджета! Эта возможность уже есть. Хотят спрашивать за реализацию проводимого в стране социально-экономического курса. А инструмент, чтобы этот курс можно было довести до какого-то  логического результата,  дать отказываетесь.

Это ли не лукавство?!

И еще! Ведь не случайно же чуть ли не вся страна предлагала Путину остаться. И главным аргументом было вовсе не то, что он имел колоссальный  рейтинг доверия граждан. Главным было то, что ему предлагали довести до конца начатые преобразования.  Сами граждане дали сигнал:  два раза по четыре в условиях переходного состояния общества - это мало.

Одним словом,  все институты власти должны иметь достаточные и сходные по времени  возможности для реализации своих полномочий. И если горизонт стратегического планирования установлен для президента в шесть лет, то политические партии, представленные в парламенте, должны иметь право на реализацию своей предвыборной программы, по крайней мере, в течение пяти лет.

К тому же в федеральном законе установлена планка в пять лет для полномочий законодательных органов власти субъектов федерации. Резонно, чтобы такими же возможностями располагали депутаты федерального уровня.

Цель третья. Обеспечение стабильности власти. У нас в стране период с сентября по март – это одна грандиозная избирательная компания. Предложенные изменения разводят по времени президентские и парламентские выборы, которое  с момента вступления поправок в силу будут хронологически сближаться только раз в тридцать лет

Это позволит избежать  политической неопределенности, которая возникает всякий раз, когда почти одновременно заканчиваются полномочия Президента, Государственной Думы и Правительства.

Наконец, цель четвертая. Достижение сбалансированности между полномочиями Президента и парламента. Усиление роли президентской власти уравновешивается введением дополнительных контрольных полномочий парламента в отношении Правительства Российской Федерации.

В этом предложении принципиально важны следующие моменты:

Во-первых, Президент делает отчет правительства перед Думой, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой,конституционной обязанностью Правительства. Хотя, строго говоря,  мог бы ограничиться поправкой в закон о Правительстве. И это прямо говорит о том, что  создается принципиально новая политическая конструкция, в которой роль парламента существенно повышается.

Отныне Правительство не сможет проводить в стране курс, не согласованный с политическими партиями, контролирующими большинство парламентских мандатов.

Отныне устанавливается эффективный общественный контроль за деятельностью исполнительной власти, так как именно парламент наиболее полно выражает народное представительство во власти.   

Во-вторых, в каждом президентском цикле Правительство будет теперь отчитываться, по меньшей мере, перед двумя созывамиГосударственной Думы, а значит, будет получать оценку, с учетом меняющегося соотношения политических  сил в стране.

И, в-третьих,  правительственный отчет о проделанной работе   перестает быть явлением чрезвычайным. Сегодня он, как известно, напрямую увязан с темой доверия или недоверия Правительству и не допускает никаких  промежуточных оценок и последствий. Теперь же отчет станет формой парламентского контроля за работой Правительства.

 

Вместе с тем, именно данная поправка к Конституции должна, по нашему мнению, повлечь за собой дополнительное обсуждение.

В частности, возникает вопрос: достаточно ли регламента Правительства, чтобы определить  порядок,  сроки и  требования к содержанию правительственного отчета, а также  процедуру, по которой Дума принимает такой отчет и дает ему соответствующую оценку?

Уважаемые коллеги! Мы делаем еще один важный шаг в продвижении идей народовластия и демократии, в повышении ответственности институтов власти перед народом. Наши оппоненты, разумеется, имеют право на иную точку зрения.

Но на то и Конституция, которая одним дает право на заблуждения, а другим - право  принимать решения,  жизненно важные для страны.

Вы сейчас здесь Клуб О клубе Структура Клуба