Парламентский клуб Российский парламентарий

Стенограмма парламентских слушаний от 13 марта 2008

С Т Е Н О Г Р А М М А

парламентских слушаний Комитета по делам СНГ

и связям с соотечественниками на тему:

"О состоянии урегулирования конфликтов на территории СНГ и обращениях к Российской Федерации о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики"

Здание Государственной Думы. Малый зал.

13 марта 2008 года. 15 часов.

 

 

Председательствует председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками А.В. Островский

 

 

Председательствующий. Уважаемые участники слушаний! Я предлагаю начать нашу работу.

Попросил бы в первую очередь от представителей средств массовой информации тишины для того, чтобы мы имели возможность спокойно работать, дискутировать и обсуждать данную проблему.

В первую очередь хочется сказать, что в соответствии с решением Совета Государственной Думы мы проводим сегодня парламентские слушания. Тема данных слушаний определена как "О состоянии урегулирования конфликтов на территории СНГ и обращениях к Российской Федерации о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики".

Государственная Дума неоднократно обращалась к вопросам региональных и межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве в том или ином аспекте. Они обсуждались на  "круглых столах", и на конференциях, и на парламентских слушаниях, и на заседаниях профильных комитетов, а также на пленарных заседаниях. Убежден, что и сегодня наше мероприятие пройдет в конструктивной обстановке и закончится результативно.

В первую очередь хотелось бы, чтобы на основании проведенных слушаний были выработаны конкретные предложения, которые после соответствующей доработки Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками доработает, и они станут уже официальными рекомендациями данных слушаний.

Хочу отметить, что для участия в парламентских слушаниях были приглашены и уже зарегистрировались более 300 человек. В зале присутствуют заместитель Председателя Государственной Думы Слиска Любовь Константиновна, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Администрации президента, Совета Безопасности, ряда профильных министерств и ведомств. А также представители ряда российских регионов, которые расположены в непосредственной близости от непризнанных республик. Это представитель Законодательного Собрания Краснодарского края, его председатель - Владимир Бекетов. Это и заместитель Председателя парламента Кабардино-Балкарской Республики. Председатель парламента Республики Северная Осетия (Алания) Лариса Хабицова. В слушаниях принимают участие эксперты, политологи, представители аналитических центров, зарубежные гости.

И особо в этой связи мне хотелось бы поприветствовать спикера Народного Собрания парламента Республики Абхазия Нугзара Нуриевича Ашубу. (Аплодисменты). Председателя парламента Республики Южная Осетия Знаура Николаевича Гасеева. (Аплодисменты). И председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Евгения Васильевича Шевчука. (Аплодисменты).

Для обеспечения слаженной и ритмичной работы нашего мероприятия считаю необходимым предложить вам установить регламент. Для вступительных речей заместителя Председателя Государственной Думы и председателей  парламентов указанных республик - до 15 минут. Для основных выступлений - 10-12 минут. И для выступлений в прениях - до 7 минут.

Прошу вас вопросу и предложения к проекту рекомендаций направлять в президиум в письменном виде.

Мы планируем работать без перерыва и завершить нашу работу в 19 часов.

Также хотел бы обратиться к представителям средств массовой информации. Понимая колоссальный интерес и у вас, и у вас слушателей, и читателей, мы предоставили вам возможность поработать на данных слушаниях. Но только в первой части. После завершения выступлений председателей парламентов указанных республик мы объявим технический небольшой перерыв и попросим вас оставить нас работать в одиночестве. И потом после завершения данных слушаний вы будете также иметь возможность получить комментарии о тех предложениях, которые мы выработали в ходе данных слушаний.

Сейчас, если позволите,   перед тем, как предоставить слово Любови Константиновне, хотел бы обозначить своё видение проблемы,  указанной в теме парламентских слушаний.

С момента образования Содружества Независимых Государств Россия принимает (и все вы это прекрасно знаете) самое активное участие в миротворческих усилиях по урегулированию локальных конфликтов на постсоветском пространстве, и полностью отвечает тем подходам и требованиям, которые сформированы и сформулированы Организацией Объединённых Наций и ОБСЕ, и свидетельствующие об имеющихся потенциальных возможностях разрешать их политическими, исключительно мирными средствами. Но, к сожалению, последние события на международной арене со всей очевидностью показывают нам, что мир стремительно меняется. И наша страна, и руководство нашей страны вынуждены в этих условиях скорректировать свою внешнюю политику в соответствии с новыми вызовами.

Когда я говорю о вызовах, конечно же,  в первую очередь, имею в виду недавнее провозглашение в одностороннем порядке независимости Сербского края Косово. Это было сделано в нарушение суверенитета Республики Сербия, устава ООН, резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, принципа Хельсинского заключительного акта, других договорённостей субъектов международного права на самом высоком уровне.

Разработанный на Западе и реализуемый на Балканах сценарий признания независимости Косово практически разрушает существующую систему международных отношений. Как подчёркивалось в заявлении Министерства иностранных дел Российской Федерации, после совершения этого события действия косовских сепаратистов и их закулисных манипуляторов чреваты опасными последствиями для складывающихся десятилетиями устоев миропорядка и стабильности. Поэтому международному сообществу следует немедленно реагировать на этот вызов.

К сожалению, развитие событий показало, что руководители некоторых государств восприняли надвигающуюся угрозу крайне неадекватно. Возможно, их устраивает перспектива, чтобы к планируемому приёму в НАТО трёх балканских государств: Албании, Македонии и Хорватии, и получению США возможности создания мобильных баз на территории Румынии и Болгарии, пристегнуть ещё и плацдарм Косово. К сожалению, их ничему не научили уроки как Первой мировой войны, так и Второй. Они в отличие от нас не пережили катастрофические ужасы распада больших государственных образований, каким был Советский Союз.

Нашу страну, которая сполна испытала на себе последствия этих катастроф, такое положение дел устраивать, конечно, не может. Мы не намерены поддаваться эмоциям, но и бездействовать тоже в данной ситуации невозможно. Наше повышенное беспокойство обосновано. А постоянство нашей позиции, направленное на компромиссное решение этого вопроса, даёт нам право называть вещи своими именами, что мы и будем, безусловно, делать в ходе сегодняшних парламентских слушаний.

А имя происходящему - стремление известных сил к новому переделу мира, пренебрежение к правовым нормам в угоду так называемой политической целесообразности, откровенный цинизм однобокой поддержки лишь одной стороны конфликта, аморальность американского тезиса об уникальности косовского случая, означающего, что одни имеют право на самоопределение и государственность, а другим по каким-то причинам в этом должно быть отказано.

Мировое сообщество должно осознать, что отныне процессы урегулирования конфликтов на территории СНГ не могут рассматриваться в ином контексте, кроме как в тесной связке с косовским решением. Мы неоднократно предупреждали, что это может стать прецедентом. И даже не важно, признаем ли мы его в таком качестве или нет. Достаточно того, что известные стороны конфликтов как в Грузии, так и в Молдавии убедились, что существует и такая возможность разрешения противоречий. И когда мы говорим, что имеем в СНГ территории, которые давно добиваются признания в качестве субъектов международного права, мы должны быть в курсе того, что руководство этих территорий, как вам известно, уже официально обратилось, в том числе, и в адрес политического руководства нашей страны с просьбами о таком признании. Вот почему мы никого не побуждаем к противоправным действиям, а всего лишь заявляем, что готовы к тому, чтобы предложить неординарные решения в случае неконтролируемой эскалации развития событий в этих регионах.

Процесс, к сожалению, уже начался, и ящик Пандоры нашими визави по ту сторону Атлантического океана открыт. И никто не может знать, что появится оттуда в очередной раз. Предложение следовать прецедентному праву или иные непредсказуемые и опасные для мирового сообщества требования.

В последнее время, как известно, опять накаляется обстановка в зоне грузино-абхазского и грузино-осетинского  конфликтов. Обостряется сознательно руководством той метрополии, в рамках которой в своё время находились данные республики.  Я уже не говорю о других регионах мира, где стран с застаревшими болезнями сепаратизма больше, чем хотелось бы.

По оценкам Кембриджского университета Великобритании на карте планеты сейчас таких территорий  более 200. Россия сделала всё возможное, чтобы сохранить урегулирование вопроса Косова в рамках международного права. Защищая суверенитет Сербии, Москва одновременно защищала в том числе и целостность Грузии и Молдавии, однако столкнулась с жёсткой оппозицией со стороны США и некоторых стран Европы. И это должно послужить горьким уроком, прежде всего для Тбилиси и Кишинёва. Потому что после Косовского прецедента вряд ли суверенитет этих столиц будет так рьяно и последовательно защищать кто-либо другой, кроме  Российской Федерации. И самая большая беда для них заключается в том, что на этом фоне якобы существующая большая разница между Косовом и Абхазией,  Южной Осетией и Приднестровьем  как раз работает не против, а в пользу последних.  Потому что разница на самом деле действительно существует. В отличие от Косова данные три непризнанные республики уже более 15 лет живут как независимые государства, и уже доказали, что вполне  способны существовать без метрополий. И, наконец, способны защитить себя сами без помощи из вне.

Мы не знаем, как будут развиваться события дальше, но должны быть готовы к разным поворотам. Сегодня мы имеем официальную позицию в Министерстве иностранных дел Российской Федерации по этим вопросам, которая также является и нашей официальной позицией. Безусловно, что мы поддерживаем линию президента нашей страны, направленную на политическое урегулирование конфликтов на территории СНГ. Мы по-прежнему считаем, что решение всех спорных вопросов должно проходить путём переговоров при соблюдении принципов равенства сторон конфликта. И призываем их не отходить от ранее достигнутых договорённостей.

Мы с определённым оптимизмом констатируем, что руководство Молдавии показывает готовность к разрешению спорных  проблем мирным способом за столом переговоров, чего, к сожалению,  абсолютно нельзя сказать о позиции нынешнего руководства  Грузии, и в первую очередь президента Грузии  господина Саакашвили, который, наоборот, к сожалению, делает всё возможное и невозможное для того,  чтобы обострить ситуацию и попытаться в перспективе решить  существующие вопросы крайне неправовыми  методами, а именно силовым путём. Именно эта опасность и подталкивает Российскую Федерацию к  занятию более жёсткой позиции в первую очередь для обеспечения безопасности граждан Российской Федерации, проживающих на оспариваемых  территориях.

Исполнительная власть в рамках своих полномочий уже предприняла некоторые шаги по изменению формата отношений с непризнанными республиками.  Я имею в виду недавнее заявление  Министерства иностранных дел  России о выходе нашей страны  из режима ограничения для Абхазии, в котором сообщается, что Российская Федерация в силу изменившихся обстоятельств не считает себя более связанной положениями решения Совета глав-государств СНГ о мерах по урегулированию конфликта в Абхазии от 19 января 1996 года. В ноте МИДа по этому поводу, как известно, содержатся предложения остальным государствам-участникам содружества предпринять аналогичные шаги и выйти из режима ограничений в отношении Абхазии, введённого в 1996 году.

Государственная Дума в качестве высшего законодательного органа нашей страны также должна обозначить вектор дальнейших действий, предложить жёсткие, но оправданные меры по разрешению конфликтов на пространстве СНГ, которые предотвратили бы раскручивание нового витка разрушительного противостояния.  Какие могут быть эти меры и предложения, покажут в том числе и работа наших слушаний  и те рекомендации, которые будут приняты по их окончанию.

В том проекте рекомендаций, который роздан всем вам, содержатся предложения Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы предложить правительству пересмотреть формат своих отношений  с данными непризнанными республиками. Внешнюю политику в нашем государстве  определяет Президент Российской Федерации и осуществляет её  с помощью Министерства иностранных дел.

Поэтому мы рассчитываем, что именно Министерство иностранных дел сформулирует тот возможный формат изменения отношений, который возможен. Это может быть как признание непризнанных республик, так и отказ от их признания, переход к понятию "отложенный статус" в отношении трёх указанных территорий или какие-то иные формы сотрудничества.

Также в проекте рекомендаций мы предложили российскому правительству рассмотреть вариант открытия российских миссий на указанных территориях, изменить формат сотрудничества, в первую очередь торгово-экономического. Все участники слушаний будут иметь возможность или чем-то дополнить, или что-то попросить убрать из данных рекомендаций, из данного проекта, но окончательно он будет доработан на следующей неделе комитетом по делам СНГ и станет официальным документом.

А теперь, если позволите, хотел бы предоставить возможность Любовь Константиновне Слиска выступить по данному вопросу.

Пожалуйста, Любовь Константиновна.

Слиска Л.К. Добрый день, уважаемые коллеги!

За восемь с небольшим лет работы в Государственной Думе не помню такого полного зала и такого интереса к теме парламентских слушаний, который, наверное, сегодня так много собрал нас здесь. Я хочу от имени руководства Государственной Думы и от всех присутствующих, и от себя лично поприветствовать наших уважаемых гостей, руководителей парламентов республик Абхазия, Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики - Нугзара Нуриевича Ашубу, Знаура Николаевича Гасеева и Евгения Васильевича Шевчука, а также наших коллег - парламентариев из Сухуми, Цхинвала и Тирасполя!

Стремительное развитие событий в мире, о которых только что говорил и Алексей Владимирович Островский, и которые с 17 февраля не сходят со всех сайтов Интернета, и периодических изданий, и экранов телевидения, ставит и перед нами ряд очень важных и принципиальных вопросов. Тенденция нарушения территориальной целостности в Европе стала нормой политики. Соединённые Штаты не только выступают в качестве главного дирижёра этих процессов, но ещё и узурпируют исключительное право толкования принципов и норм международного права в интересах только проводимой ими политики. И сегодня стало очевидным, что дорогу к независимости Косова открыли действия Соединённых Штатов Америки. К ним присоединились и ряд стран Западной Европы, которые были вызваны простой политической целесообразностью - задачей устранения режима Милошевича.

Односторонние решения, которые попирают международное право, принятое Западом в отношении Сербии, корыстное манипулирование правом наций на самоопределение, вплоть до отделения - с одной стороны и принципом нерушимости государственных границ - с другой, будут иметь самые негативные последствия, так как в мире уже существует (как уже сказал Алексей Владимирович, и вы знаете) более 200 подобных конфликтных ситуаций на этнической основе. Причём у значительного количества этносов не меньше прав на создание собственного государства, чем было у косовских албанцев.

К сожалению, действия, которые предприняты в одностороннем порядке западным сообществом в отношении Сербии, дали импульс к серьёзной эпидемии, которая может охватить не один регион мира, так как это, к сожалению, не повлекло за собой выработанных единых стандартов, которые должны были быть выработаны для этих ситуаций в мире.

Мои коллеги, которые сейчас здесь сидят в зале, неоднократно принимавшие участие в самых разных парламентских саммитах, неоднократно говорили о том, что нам придётся столкнуться с этой проблемой, что мы должны выработать какие-то единые стандарты, обусловленные нормами международного права. 17 февраля мы с вами столкнулись с ситуацией, когда Косово заявило о своей независимости, а 18-го мы уже знали страны, которые тут же поддержали эту независимость. Поэтому тема, вынесенная на сегодняшнее обсуждение, конечно, очень важна и особенно, как я уже сказала, в свете последних событий. Она имеет огромное значение не только для России, но и для остальных государств - членов Содружества Независимых Государств.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постоянно держит в поле своего зрения события на постсоветском пространстве, исходя в своих действиях и решениях из учёта, прежде всего, конечно, складывающейся обстановки, международных договоров, которые действуют  и соглашений, которые подписаны нашей страной, участниками которых мы являемся (и партнёрами по СНГ).  Приглашённые сегодня на парламентские слушания представители наших министерств иностранных дел (я смотрю, здесь есть у нас и представители других министерств), министерств транспорта, то есть представители исполнительной власти Российской Федерации, наверное, в порядке обсуждения этой темы могут подробно остановиться на некоторых вопросах, которые мы неоднократно уже ставили здесь, и на отдельных аспектах отношений России с Грузией, Молдавией и другими сторонами процесса, участвовавшими в урегулировании грузино-абхазского конфликта, грузино-осетинского и приднестровского. Я думаю, что это даст нам здесь возможность вынести сегодня взвешенную оценку происходящим процессам и тем положительным и отрицательным факторам, которые оказывают на них влияние.

Со своей стороны, я бы хотела отметить необходимость анализа в неразрывной связи с последними событиями в мире, не забывая, что Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье свыше 10 лет де-факто являются независимыми, самостоятельно решают свои экономические и социальные проблемы, обеспечивают своим жителям безопасность от внутренних и внешних угроз.

И позвольте в заключение пожелать участникам слушаний успешной работы! Выразить уверенность, что мы сегодня действительно внесём серьёзный вклад в разрешение этой проблемы и, может быть, предложим какие-то свои стандарты для урегулирования подобных ситуаций. Благодарю вас за внимание. Желаю вам всем успешной работы! (Аплодисменты.)

Председательствующий. Большое спасибо, Любовь Константиновна.

Сейчас предлагаю перейти к выступлениям наших уважаемых гостей из указанных республик. В первую очередь, хотел бы предложить выступить Председателю Народного Собрания - Парламента Республики Абхазия Ашубу Нугзару Нуриевичу.

Пожалуйста, Нугзар Нуриевич. (Аплодисменты.)

Ашуба Н.Н. Уважаемые коллеги! Господа депутаты! Позвольте со всей сердечностью приветствовать вас от имени народа Абхазии! Пользуясь случаем, я не могу это не сделать.

Разрешите поздравить вас всех, нас всех, с избранием нового Президента Российской Федерации! С чувством признательности хочу сказать, что при президентстве Владимира Владимировича Путина мы в Абхазии почувствовали уверенность в вопросах, связанных с укреплением государственности нашей страны, улучшением жизни всего нашего народа, да и вообще почувствовали, что нашему народу не грозит уничтожение. Это очень важно, и я хотел бы сегодня это подчеркнуть.

Мы поздравляем Дмитрия Анатольевича Медведева с избранием на пост Президента Российской Федерации! Надеемся, что в отношении  Абхазии позиция России поднимется на новый качественный уровень.

Уважаемые депутаты, политическая и правовая ретроспектива с учётом современных политических реалий, к которым я обращаюсь в своём выступлении, поможет вам объективно оценить нашу позицию и позицию Грузии, роль Организации Объединённых Наций, других международных организаций и главное - решающее значение России как посредника в грузино-абхазском конфликте.

По окончании Отечественной войны народом Абхазии (1992-1993 годов) Абхазия и Грузия в Женеве начали переговоры при посредничестве ООН, Российской Федерации и при поддержке и при участии ОБСЕ. В принятом 4 апреля 1994 года Заявлении о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта рассматриваемый конфликт обозначен, как конфликт между Грузией и Абхазией, по сути, как конфликт между двумя государствами - субъектами международного права. В том же документе было зафиксировано отсутствие государственно-правовых отношений между Грузией и Абхазией. Однако в дальнейшем конфликт перевели из плоскости межгосударственной в плоскость гражданской войны в одной из провинций Грузии и Абхазии. В то время Российской Федерации в качестве посредника был предоставлен мандат миротворца ООН и другие международные организации, исповедуя политику  двойных стандартов, с одной стороны, согласились, что мандат миротворца будет нести Россия, с другой, способствовали  грузинской стороне  в изменении политико-юридической оценки конфликта.

Вы сейчас здесь Клуб О клубе Документы Стенограмма парламентских слушаний от 13 марта 2008