\\ 01 Февраль 2023
Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5
В связи с недавним 100-летием Советского Союза у нас в подробностях вспоминали историю СССР, хвалили или ругали его вождей и героев. Хотелось понять, как этот опыт (одновременно и великий, и трагический) можно применить к сегодняшнему и завтрашнему дню России.
Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:
К попыткам понять наше прошлое — как недавнее, так и совсем далёкое — активно подключается телевидение. К примеру, любопытную серию исторических «перезарисовок» предлагает в своей новой телепрограмме «Рассказы из русской истории» бывший министр культуры Владимир Мединский.
Гибкая история
Советская историческая наука весьма своеобразно рассматривала главных действующих лиц этого прошлого, оценивая их «полезность» и вклад в развитие страны с точки зрения большевистской идеологии. В результате злодеи нередко представали героями, а герои предателями. Телевизионные лекции Мединского дают возможность более объективно взглянуть на историю. Недавно, например, в непривычном «мундире» нам предстал император Николай I, пребывавший на страницах советской истории исключительно в образе душителя свободы.
«Я бы хотел выпить за здоровье людей, у которых чинов мало и звание незавидное. За людей, которых считают „винтиками“ великого государственного механизма...»
К сожалению, наша история (несмотря на некоторые поправки, внесённые в 90-е годы) всё ещё остаётся идеологизированной и очень отзывчивой на политическую конъюнктуру. И это не даёт возможности избавиться от заложенных в ней во времена СССР искажённых оценок. Противоречивыми фигурами остаются две «глыбы» советского прошлого — Ленин и Сталин. Особенно Сталин. Одни преподносят его как «эффективного менеджера», сделавшего Россию великой державой. Другие напоминают о том, что ради державного величия он загубил репрессиями миллионы людей, а русское крестьянство вернул к условиям почти крепостного права.
Удивляет то, что образ Сталина как «великого вождя» широко распространён в среде «глубинного народа». Мне неоднократно приходилось слышать, например, от московских таксистов такое высказывание: дескать, был бы жив тов. Сталин, он бы так «жахнул» по киевским националистам, что те сразу бы поджали хвосты... Вот так причудливо у нас сочетаются история и современность, списанная с западных образцов демократия и ордынский деспотизм. Стоит ли удивляться, что Ленин, называвший русскую интеллигенцию не очень хорошим словом, до сих пор покоится в Мавзолее на Красной площади, а коммунисты продолжают возносить ему хвалу...
В зависимости от политической конъюнктуры меняются и трактовки роли российских царей. Проходя в Третьяковской галерее мимо картины Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына», одни видят в её герое злодея и убийцу, вспоминают создание «опричнины» и кровавое покорение Великого Новгорода. Другие же любят поговорить о нём как об объединителе русских земель и борце с боярским своеволием.
Старые «ленты»
В России вот уже три десятилетия спорят о западном и восточном в нашей истории, о её героических и чёрных страницах. В последний год эти споры ещё обострились. Это очень заметно по нашим кино- и телеэкранам. С ограничением доступа к западным фильмам по ТВ стали чаще крутить старые советские ленты. И они позволяют понять, как за 30–40 лет изменились эстетика нашего кино и «героический образ» народа. Совершенно исчез «простой труженик», бывший на протяжении десятилетий центральным персонажем наших фильмов, спектаклей, романов и стихов. Где те шахтёры-стахановцы, монтажники-высотники, передовые доярки, покорители северных земель? Где так любимые нами когда-то «неуловимые мстители»? Где, наконец, «легендарный Котовский», о героизме которого нам рассказывали школьные учителя, фильмы и песни? Помните, наверное:
Конница несётся, пушки не смолкают...
Красные котовцы город занимают.
Убитого в 1925 г. Котовского хоронили «почти как Ленина» — тело забальзамировали и поместили в мавзолей в Одессе. В честь него на Украине появился город Котовск (в 2016 г. переименован). «Конница Котовского», подавлявшая в 1921 г. крестьянское восстание на Тамбовщине, долгое время была одной из легенд советской военной истории. И только после распада СССР стали всплывать детали дореволюционной биографии этого героя: уголовник, бандит, дезертир, грабитель банков...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Фото: В разные периоды истории на пьедестал возносятся то одни, то другие герои. / Коллаж Андрея Дорофеева / АиФ
< Предыдущая | Следующая > |
---|