Предложения по совершенствованию избирательного законодательства Российской Федерации

//А.Бузин, 05 Июнь 2007

В соответствии с Решением Координационного Совета неправительственных организаций по защите избирательных прав граждан от 26 марта 2007 года образована рабочая группа для проведения анализа правоприменительной практики на прошедших выборах и для подготовки аргументированных предложений по внесению изменений в российское избирательное законодательство. 

Ниже представлены некоторые предложения для обсуждения в рамках Координационного Совета. Формулирование этих предложений в формате поправок к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав…» представляется преждевременным, поскольку не только не ясны перспективы поддержки этих предложений членами Координационного Совета, но главное не ясен субъект законодательной инициативы, который бы внес эти предложения в качестве законопроекта. 

По этой же причине предложения не являются комплексными, а касаются лишь некоторых технических вопросов организации выборов. Предложения не затрагивают основных изъянов российского избирательного законодательства, связанных с неравноправием претендентов на выборах, с отсутствием реальных гарантий пассивного избирательного права. 

1. Уточнение процедур подсчета голосов
Одной из причин постоянно возникающих разногласий между территориальными комиссиями (в некоторых случаях – ИКМО или окружными) и другими участниками выборов являются не очень четкие правила приема протоколов участковых избирательных комиссий в вышестоящей комиссии. Некоторые комиссии трактуют норму абзаца 1 ч.2 ст.69 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" таким образом, что поступающие протоколы сначала, перед внесением их данных в увеличенную форму сводной таблицы, должны проходить предварительную проверку. Это противоречит установленным полномочиям участковой избирательной комиссии. 
Кроме того, не уточнено, кто вносит данные протоколов в увеличенную форму сводной таблицы и каким образом эти формы должны быть расположены (бывают случаи, когда эти формы расположены таким образом, что они не доступны для обозрения). 
Главным фактором, порождающим серьезные претензии, является практика составления повторного протокола участковой комиссии. Предписанная законом процедура не выполняется, и не может выполняться по объективным причинам. Составление повторного протокола, повторный подсчет голосов должен осуществляться непосредственно вышестоящей по отношению к участковой комиссией. При этом о решении произвести составление повторного протокола или повторный подсчет голосов должна немедленно проставляться отметка в увеличенной форме сводной таблицы. 

2. Гарантии общественного контроля при использовании технических средств голосования
Закон не закрепляет обязательности выборочного контрольного пересчета при использовании КОИБ и возможностей косвенного контроля итогов голосования при использовании КЭГ. Такие гарантии обязательно должны быть закреплены законодательно, в противном случае использование технических средств голосования войдет в противоречие с принципом открытости и гласности работы избирательных комиссий, а также с международным стандартом подлинности выборов. 

3. Уточнение процедур голосования вне помещения
Основным нарушением правил голосования вне помещения является голосование лиц, не внесенных в выписку из реестра на голосование вне помещения (часто такие выписки вообще не составляются). Поэтому закон должен предусматривать предъявление такой выписки присутствующим на участке наблюдателям непосредственно перед проведением голосования вне помещения. Также должно объявляться количество бюллетеней, которые выдаются членам комиссии, проводящим выездное голосование. 

4. Учет избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений, используемых в вышестоящих комиссиях
Совершенно неясно, почему баланс бюллетеней и открепительных отражается в протоколах участковых комиссий, но не отражается в протоколах вышестоящих комиссий. Это порождает небрежное отношение к бюллетеням и открепительным и возможности манипуляции ими. 

5. Улучшение информированности избирателей
Информационные материалы, предусмотренные ч.3.ст.61 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", кратко называемые «сводный плакат», не выполняют в полной мере той роли, которая им предназначена. Бывают случаи, когда эти материалы изготовлены слишком мелким шрифтом, и их не может прочитать основная масса избирателей. Но главное, что они слишком малочисленны и размещаются исключительно в помещениях избирательных комиссий, что не дает возможности избирателям заранее получить объективную информацию о кандидатах. 

6. Публикация итогов голосования в разрезе избирательных участков в сети Интернет
ГАС «Выборы» позволяет осуществлять публикацию протоколов участковых избирательных комиссий в сети Интернет в оперативном режиме. Эти данные чрезвычайно интересны для участников выборов. В настоящее время такая публикация реализована, однако она не закреплена законом. 

А.Бузин