Парламентский клуб Российский парламентарий

Доклад "Молодёжная политика в Российской Федерации", июнь 2009

//Государственный Совет РФ, 26 Февраль 2010

Государственный совет Российской Федерации

 

 

 

ДОКЛАД

МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА 
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Июнь, 2009 г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 

ГЛАВА 1. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Российская идентичность, гражданственность и патриотизм молодежи

1.2. Духовно-нравственные ценности молодежи

1.3. Ценности культуры в социализации молодежи

1.4. Межэтнические и межконфессиональные отношения, воспитание толерантности

1.5. Правовое сознание молодёжи

1.6. Профессиональная карьера и меры по адаптации молодежи к условиям кризиса

1.7. Молодёжная предпринимательская инициатива

1.8. Инновационный потенциал талантливой молодежи

1.9. Поддержка молодой семьи – важный фактор решения демографических проблем страны

1.10. Ценности здорового образа жизни – противодействие алкоголизации, наркотизации и другим девиациям молодежи

1.11. Ресоциализация молодых людей в трудных жизненных ситуациях

 

ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1. Повышение роли молодежи в осуществлении молодежной политики: совершенствование управления и инфраструктуры

2.2. Нормативное правовое обеспечение

2.3. Финансовое обеспечение

2.4. Научно-методическое и кадровое обеспечение

2.5. Информационное обеспечение

2.6. Оценка эффективности реализации молодежной политики

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Первое десятилетие XXI века стало периодом коренного перелома современной истории Российского государства, временем смены социальных и политических ориентиров. Страна завершила период системного реформирования и вышла на новый этап. Его  главной особенностью является необходимость ускорения социально-экономического развития России, итогом которого должен стать вывод ее на позиции одного из главных мировых лидеров. При этом мы можем и должны отказаться от преобладающего в нашей действительности экстенсивного способа развития, основанного на эксплуатации природных богатств и расточительном подходе к личностному потенциалу граждан. Требованиям современности отвечают интенсивные формы развития, основанные на инновационной экономике. Необходимыми условиями для ее создания являются продуктивное использование человеческого потенциала и стремление к новому.

Реализуя курс на динамичное развитие, укрепление позиций страны в мировом сообществе, Россия сталкивается с новыми вызовами и задачами, которые требуют выработки и реализации новых подходов, ориентированных как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Решение долгосрочных задач невозможно без конструктивного взаимодействия между поколениями. Именно сегодняшней молодежи предстоит завтра отстаивать позиции нашей страны в мире и именно от ее способностей, возможностей, убеждений будет зависеть достижимость целей, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Сегодняшней молодежи предстоит жить и действовать в условиях усиления глобальной конкуренции, возрастания роли инноваций и значения человеческого капитала как основного фактора экономического развития. И хотя в настоящее время мы имеем дело с самым образованным поколением молодежи за все время российской истории, ни качество отечественного образования, ни состояние здоровья, ни имеющиеся сегодня возможности для самореализации не обеспечивают российской молодежи достаточных преимуществ, гарантирующих ее глобальную конкурентоспособность и успешность в обретении Россией статуса ведущей мировой державы.

Дополнительная нагрузка ляжет на молодежь и в связи со старением населения России, которое будет происходить на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах, роста миграционных потоков, а также растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками за квалифицированные кадры.

Настоящий доклад ориентирован на выявление основных проблем в молодежной сфере, определение приоритетных направлений и поиск эффективных решений, способных обеспечить сегодняшней и завтрашней молодежи успешность в жесткой глобальной конкуренции, а российскому обществу уверенность в своей конкурентоспособности и безопасности.

Признанной формой организации взаимодействия поколений стала сегодня молодежная политика. Причем ее результативность прямо связана со способностью осуществлять ее как многосубъектную, с использованием на всех уровнях управления механизмов социального партнерства, а также широким привлечением к ее выработке и реализации самой молодежи.

Результативная молодежная политика должна обеспечить обществу и государству возможности инновационного развития за счет создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития и эффективного использования ее потенциала в интересах страны.

< ... >

При этом молодежь не должна рассматриваться исключительно как ресурс. Она представляет собой социальную ценность и общественное достояние, которое государство и общество должны охранять, заботясь о постоянном восполнении и продуктивной реализации ее потенциала.

Сегодня молодежь рассматривается в качестве полноправного субъекта молодежной политики, основного партнера властей всех уровней в ее выработке и реализации.

Вывести молодежную политику на новый уровень общенациональной значимости – сегодня насущная государственная и общественная необходимость. Для этого, прежде всего, следует:

·        модернизировать систему управления молодежной политикой, усилив возможности эффективного взаимодействия государства, молодежного сообщества и иных институтов гражданского общества, усилив межведомственную координацию, ликвидировав разрыв в полномочиях органов власти федерального, регионального и муниципального уровней;

·        приступить к интенсивному развитию инфраструктуры учреждений по работе с молодежью;

·        привести нормативную правовую базу в соответствие с обновляемой системой управления молодежной политикой;

·        создать стимулы и условия для ускоренного развития молодежного общественного сектора, превращения молодежного сообщества в реального субъекта и полноправного партнера государства в выработке и реализации молодежной политики;

·        воссоздать и развить научно-методическую и экспертную деятельность в сфере молодежной политики;

·        обеспечить соответствующее масштабу стоящих перед страной задач ресурсное наполнение сферы молодежной политики, создав условия для привлечения в эту сферу ресурсов бизнеса, образовательных и научных структур, некоммерческого сектора, частных лиц.

Настоящий Доклад не преследует цель охватить и детально рассмотреть все направления молодежной политики Российской Федерации. Он ориентирован на выделение ее приоритетных направлений и представление комплексных мер по ее реализации, соотнесенных со стратегическими задачами страны, сформулированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Ряд материалов по проблемам, требующим более детального анализа, а также тех, на которые опираются выводы и предложения Доклада, вынесен в приложения.

Приоритетные направления молодежной политики рассмотрены в первой главе. В ней проанализированы: вопросы гражданской идентичности, ценности (духовно-нравственные, семейные, здорового образа жизни) и способы влияния на их формирование, состояние правосознания, проблемы профессиональной самореализации молодых людей, создания условий для предпринимательской деятельности и инновационного поведения, влияние культуры и информационной среды на процессы социализации молодежи. В процессе рассмотрения показана актуальность каждого направления, его сегодняшнее состояние, выделены и проанализированы основные проблемы, представлены пути и варианты возможных решений.

<...>

1.9. Поддержка молодой семьи – важный фактор решения демографических проблем страны

Коренная перестройка социальных отношений и экономический кризис не могли не сказаться сегодня на социально-экономическом положении молодых семей. Численность молодежи в возрасте от 16 до 30 лет с уровнем доходов ниже прожиточного минимума увеличилась с 1994 по 2008 год почти в 1,5 раза. Около 84% молодых людей постоянно или время от времени испытывают материальные затруднения. Примерно половина всех семей с двумя детьми и две трети семей с тремя и более детьми имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, т.е. живут в бедности.

В стране по-прежнему низкие показатели рождаемости, которые не дают возможности приблизиться к простому воспроизводству населения. Наметившийся в последние четыре года рост рождаемости еще не позволяет говорить об устойчивой тенденции.

Суммарный коэффициент рождаемости (СКР), представляющий число детей, рожденных в среднем одной женщиной, последние два года держится на уровне 1,4, а для обеспечения простого воспроизводства необходимо не менее 2,1.

Рождаемость в России является низкой даже на фоне проблемных в демографическом отношении европейских стран. Например, величина СКР во Франции составляет 1,85, в Норвегии - 1,78, в Дании - 1,74, в Великобритании, Швеции и Нидерландах - 1,66.

Российская семья стала традиционно однодетной. Среди молодых семей с детьми, в которых оба супруга моложе 30-и лет: 80% – однодетных, 18,2% – с двумя детьми, 1,8% – многодетных. 30% молодых семей - бездетны. В целом, из 41 миллиона российских семей однодетные семьи составляют 34%, семьи с двумя детьми- 15%, а многодетные - всего 2,7%.

Данные статистики свидетельствуют о последовательном сокращении числа браков. За последние 10 лет их абсолютное число в России снизилось на 422,2 тыс. или на 32%.

Ежегодно разводятся около 200 тыс. молодых супружеских пар, состоявших в браке до 5 лет.

Ярким показателем репродуктивной деградации является число совершаемых ежегодно абортов. Так, в 2007 году в России только по официальной статистике было прервано 1,47 млн. беременностей.

Значительная часть беременностей в нашей стране заканчивается абортом, что способствует ухудшению репродуктивного здоровья женщин, а порой приводит к летальному исходу. В большей степени эта проблема касается возрастной группы молодёжи от 15 до 25 лет. Поэтому во всей системе образования, начиная со школы и заканчивая высшими учебными заведениями, необходимо проводить широкую разъяснительную работу по пропаганде семейных ценностей, а также доходчиво информировать о вредных последствиях прерывания беременности.

Сегодня членами молодых семей являются более 20 млн. человек. Они требуют гарантированной поддержки во всех сферах жизнедеятельности, которая должна распространяться на систематическую подготовку молодёжи к семейной жизни, на стимулирование активности самой семьи в определении и осуществлении жизненной стратегии; на формирование ответственности молодых за рождение детей, за осуществление родительских обязанностей, на полноценную социально-правовую защиту и поддержку молодой семьи в решении жилищных проблем, в обеспечении занятости, в повышении социально-профессионального статуса молодых работников и формировании здорового образа жизни.

Принимаемые сегодня меры стимулирования рождаемости и социальной поддержки семей направлены, прежде всего, на молодые семьи, поскольку в них рождается три четверти всех детей, но принятых мер уже недостаточно для решения назревших в стране демографических проблем.

Молодая семья, воспитывающая двух-трех детей, сегодня должна получить режим наибольшего благоприятствования со стороны государства, как наиболее привлекательная в социальном и нравственном смысле. Эффективная социальная политика в отношении молодых семей, в том числе многодетных – это возвратные расходы – инвестиции в человеческий капитал настоящих и будущих поколений. При сегодняшней незначительной доле многодетных семей совокупные затраты на реализацию даже очень серьезных мер поддержки не будут значительными. При этом идеологическое воздействие будет существенным. И напротив, современное бедственное положение многодетных семей является «антирекламой» для молодежи, желающей вступить в брачные узы.

Эффективная демографическая политика, адресованная молодым людям в равной мере должна включать комплекс мер как материального, так и рекламно-пропагандистского характера.

Рассматривая меры материальной поддержки молодых семей, приоритетное значение необходимо уделить жилищному вопросу.

Значительная часть молодых семей в той или иной степени нуждается в улучшении жилищных условий. Приобретение жилья по ныне существующим ценам, имевшим до кризиса тенденцию к постоянному росту, для большинства молодых семей – неосуществимая задача.

На конец 2008 года, согласно статистическим данным, количество молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье, достигло 229 тыс. человек.

Оказание государственной поддержки улучшению жилищных условий молодых семей в настоящее время осуществляется в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы путём предоставления социальных выплат для приобретения (строительства) жилья.

Начиная с 2008 года, расчет доли средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов в предоставляемых молодым семьям социальных выплатах производится с применением формулы, учитывающей уровень бюджетной обеспеченности субъектов РФ, что для большинства субъектов РФ существенно увеличивает долю предоставляемых федеральных средств.

Основным недостатком подпрограммы является её недоступность большинству молодых семей со средним уровнем достатка, вследствие высокой стоимости самого жилья и размеров ипотечных кредитных ставок. В условиях отсутствия так называемых «длинных денег» на финансовом рынке в текущий момент ипотечное кредитование практически остановилось. Выдача кредитов носит единичный характер, а условия выдачи являются по сути заградительными. Как следствие, и реализация самой подпрограммы, носящей ипотечно-коммерческий характер, приостановилась.

Так, даже в предкризисный период, в 2007 году свои жилищные условия улучшили только 28 тысяч молодых семей. Элементарные расчёты показывают, что потребуется 10 лет, чтобы решить проблему обеспечения жильем молодых семей, не принимая во внимание то, что за этот период образуется еще такое же количество молодых семей.

Сложности с ипотекой актуализируют разработку мер по развитию системы социального найма жилья. Эта форма обеспечения жильем в отличие от ипотеки ориентирована на семьи со средним и низким достатком, способствует повышению территориальной мобильности молодежи и тем самым создает условия для перераспределения рабочей силы, что необходимо для успешной модернизации и реструктуризации отечественной экономики. Кроме того, использование социального найма позволяет молодым семьям достаточно просто изменять размеры занимаемого жилья при рождении детей или при увеличении доходов семьи.

Аренда муниципального жилья должна осуществляться на рыночных условиях, обеспечивая безубыточность и возможность проведения всего объема работ, по поддержанию технического состояния зданий и сооружений в соответствии с действующими нормами. При использовании механизмов «социальной аренды» молодые семьи могут получать адресную помощь по оплате жилья через органы социального обеспечения.

С учётом новых экономических реалий и завершения действия подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» (2010 год) следует уже сегодня изыскивать новые механизмы жилищной поддержки молодых семей. Целесообразно рассмотреть и утвердить программу «Доступное жильё для молодой семьи». В ней необходимо определить в качестве «доступного жилья для молодой семьи»  квартиры площадью не менее 54 м² для семьи из трёх человек (двое работающих) со средним доходом. Эта жилплощадь может считаться доступной, если семья сможет приобрести ее с помощью 15-летнего ипотечного кредита по текущим ставкам, уплатив 30% собственных средств как первоначальный взнос (при этом ежемесячный платёж по кредиту не должен превышать 30% дохода молодой семьи).

Программа должна предусматривать дифференцированный размер социальных выплат и их стимулирующий характер, обеспечение доступности заемных средств, меры по снижению стоимости жилья, и особый режим администрирования программы.

Расчет размера социальной выплаты должен быть проведен в каждом регионе на основе принятого определения доступного жилья с учетом стоимости 1 м², размера среднемесячного заработка работника в данном регионе и величины текущих ипотечных кредитных ставок. Размер   социальной выплаты не должен превышать 50% стоимости жилого помещения для семьи, имеющей детей, и 40% - для семьи без детей. Необходимо предусмотреть также стимулирующие рождаемость социальные выплаты. Так, при рождении в семье первого ребенка государство компенсировало бы 5% стоимости приобретенного жилья, за второго - 7%, за третьего и последующих – по 10% за каждого.

Для обеспечения доступности заемных кредитных средств для молодых семей требуется разработка и принятие государственной ипотечной подпрограммы, реализуемой совместно с крупнейшими российскими банками. Основой данной программы должно стать выделение уполномоченным банкам целевых субординированных рублевых кредитов на срок не менее 10-лет по ставке 5-7% годовых, с условием для банка установления маржи за услуги с учетом всех банковских комиссий не более 3% годовых. В таком случае эффективная процентная ставка для участников программы по кредитам сроком 10-20 лет будет находиться в пределах 8-10% годовых.

Ипотечной подпрограммой должны быть установлены минимальный и максимальный сроки кредитования (от 10 до 20 лет), минимальная и максимальная процентная ставка (от 8 до 10 % годовых), ограничение по возрасту, семейному положению и социальному статусу заемщиков, ценовая категория и максимальные размеры приобретаемого жилья. Обязательным условием подпрограммы должен стать принцип однократности ее использования заемщиком. В первый год ее реализации к участию в ней должны быть допущены только семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 сентября 2009 года. Программа должна предусматривать для заемщиков возможность использования кредитных средств на соинвестирование строительства жилья в рамках закрытых жилищно-строительных кооперативов для молодых семей, а для банков возможность рефинансирования за счет средств АИЖК.

С учетом того, что стоимость земельного участка составляет от 5 до 30% себестоимости готового жилья, удешевление стоимости жилья для молодых семей может быть достигнуто посредством бесплатного выделения земельных участков из Федерального фонда содействия жилищному строительству специальным закрытым жилищно-строительным кооперативам. Последние должны состоять исключительно из числа молодых семей, находящихся на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данный механизм выделения земель может быть использован также при строительстве социального жилья.

Для этого потребуется внести соответствующие изменения в «Жилищный кодекс Российской Федерации» и в закон «О федеральном фонде содействия жилищному строительству» в части определения понятия закрытого жилищно-строительного кооператива молодых семей и наделения фонда правом безвозмездной передачи земель данным кооперативам. Такие закрытые жилищно-строительные кооперативы будут гораздо более заинтересованы в удешевлении строительства путем использования новых строительных материалов и технологий, проектных и организационных решений, более гибки и независимы в выборе подрядных строительных организаций. По сути, развитие данных кооперативов и механизмов их государственной поддержи должно стать одним из наиболее эффективных примеров частно-государственного партнёрства.

Важно отметить, что сельская молодежь пока оставалась за рамками подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» как в силу недостаточного финансирования, так и отсутствия наличия квот на участия в таких программах. Необходимо законодательно закрепить право выделения молодым семьям на селе и молодым специалистам, решившим переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, земельных участков под строительство жилья, а также внести изменения в законодательство, в части обеспечения четкого зонирования сельских территорий, разработки жестких градостроительных нормативов и стандартов строительства, планов застройки на селе. Должна быть сформирована целостная нормативно-правовая база сельского жилищного строительства и обеспечения жильем сельской молодежи.

На региональном и муниципальном уровнях должен быть решён вопрос об обеспечении выделенных участков под строительство жилья для молодых семей необходимыми коммуникациями.

Для повышения эффективности реализации программы «Обеспечение жильём молодых семей» и ее администрирования с учётом межведомственного характера на федеральном уровне должен быть определен единый оператор программы в лице профильного ведомства - Министерства спорта, туризма и молодежной политики. При нём должна быть сформирована межведомственная комиссия, в состав которой должны войти представители заинтересованных министерств и ведомств, регионов, строительных компаний, банков, общественных организаций и жилищно-строительных кооперативов молодых семей. Аналогичные комиссии должны быть сформированы и в субъектах Российской Федерации. Совместно с органами власти субъектов работа с молодыми семьями при реализации программы должна быть организована по принципу одного окна.

Особый отряд молодёжи составляет студенчество. Это – элита молодёжи, которая задаёт образец поведения в молодёжной среде. Поэтому крайне важно, чтобы именно в данной социальной группе формировалось правильное отношение к семье. Студенческую семью отличает большая зависимость от родителей, поскольку такая семья не имеет серьезных источников доходов.

Поэтому в рамках проектирования и строительства новых молодёжных общежитий ВУЗов в соответствии с «Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 гг.» необходимо предусмотреть обеспечение их специальными «семейными блоками» для студенческих семей.

Отдавая приоритет среди мер материальной поддержки молодых семей жилищному вопросу, очевидна необходимость целого комплекса иных мер, призванных обеспечить социально-экономические условия формирования успешной молодой семьи.

Анализ международного опыта показывает, что рождаемость имеет тенденцию к росту при социальной поддержке работающих матерей. Сегодня более 2,2 млн. детей стоит в очереди в детский сад. Необходимо разработать и принять отдельную программу «Развития дошкольного образования», предусматривающую строительство новых детских садов, развитие и субсидирование системы частных и семейных детских садов.

В условиях кризиса необходимо разработать и принять ряд нормативно-правовых актов, предусматривающих:

·        продление выплаты пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 3-х лет для молодых семей;

·        распространение действия Федерального Закона № 256 от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» на всех женщин до 30 лет в связи с рождением (усыновлением) третьего и всех последующих детей, независимо от того, воспользовались ли они ранее данным правом;

·        предоставление права лицам до 30 лет, получившим сертификат на материнский (семейный) капитал, направлять эти средства на оплату своего профессионального обучения и повышения квалификации;

·        установление обязательного перечня государственных услуг для молодых семей, в том числе услуг по уходу за детьми, консультативной поддержки в кризисных ситуациях, молочных кухонь и других видов социальной помощи.

Как уже отмечалось, только меры социальной и материальной поддержки семьи не способны повысить рождаемость до уровня воспроизводства населения.

Молодые семьи, в том числе с высоким уровнем достатка, не хотят иметь более двух детей, а нередко и более одного ребенка, потому что многодетная семья не соответствует сложившейся в настоящее время системе ценностей. Одним из приоритетов молодежной политики должно быть формирование духовно-нравственных семейных ценностей, образа благополучной, крепкой и счастливой молодой семьи с тремя и более детьми.

Во всех нишах потребительского рынка следует пропагандировать семейные бренды, услуги и товары, которые привлекательны для молодой семьи: семейный автомобиль, семейный досуг, семейные соревнования, семейные праздники, семейные дисконтные программы, семейные тарифы и т.д. Необходимо побудить рынок работать на популяризацию молодой семьи.

Необходимо сформировать государственный заказ на производство семейных молодёжных проектов сфер кино-, теле-, радиоиндустрии и средств массовой информации (включая интернет), поддерживать и стимулировать внедрение семейной молодёжной тематики в существующие и новые теле- и радиопередачи, издания периодической печати и интернет-проекты.

Системность и комплексность намечаемых мероприятий требует ведения постоянного статистического и социологического мониторинга положения молодой семьи и включения затрат на его проведение в Федеральную программу.

1.10. Ценности здорового образа жизни – противодействие алкоголизации, наркотизации и другим девиациям молодежи

Одним из важнейших факторов обеспечения безопасности и стабильности развития государства является состояние здоровья населения, прежде всего детей и молодежи. Поэтому среди приоритетов молодежной политики России в настоящее время важнейшее место занимает формирование здорового образа жизни молодёжи, развитие физической культуры и массового  спорта.

К сожалению, анализ динамики здоровья молодежи говорит о прогрессирующем его ухудшении. Если в 1985 году из числа явившихся на призывные комиссии 94,7% юношей были признаны здоровыми и годными к воинской службе, то 2008 году здоровых оказалось лишь 67%.

Наиболее выраженное ухудшение здоровья происходит в период получения образования в учреждениях общего среднего, начального и среднего профессионального образования. Так в процессе обучения в школе частота функциональных нарушений к 11 классу возрастает на 86%, а хронических болезней на 100%. Отмечается опасная тенденция, при которой поступающий в школу практически здоровый ребенок к концу обучения приобретает 2-3 хронических заболевания. Более высокие темпы роста частоты заболеваний регистрируются в образовательных учреждениях с повышенным уровнем нагрузки. Так на каждого учащегося гимназий и лицеев к концу обучения приходится в среднем 3-5 серьезных функциональных отклонений и хронических заболеваний.

В структуре хронических болезней ведущее место занимает патология костно-мышечной системы (24%), органов пищеварения (22%), нервной системы и психической сферы (20%).

Важнейшими факторами, негативно влияющими на формирование здоровья молодежи являются: низкая двигательная активность, неэффективное физическое воспитание, ухудшение питания  как в семье, так и в  образовательном учреждении, рост числа стрессовых ситуаций в повседневной жизни, связанных с семейными и финансово-экономическими проблемами,  процессами обучения и профессиональной ориентации, неравномерным распределением учебных нагрузок в течение учебного года и всего периода обучения, отсутствие эффективных программ профилактики заболеваний и восстановления здоровья.

В юношеском возрасте сохраняется неблагополучие в отношении показателей, характеризующих репродуктивное здоровье. В настоящее время у 30% юношей и девушек выявляются нарушения полового созревания, отмечается рост заболеваний урогинетальной сферы. Так за последние 5 лет распространенность воспалительных гинекологических заболеваний у девушек 15–17 лет увеличилась на 11%. Более 40% юношей страдают заболеваниями, которые в дальнейшем могут ограничить возможности реализации репродуктивной функции.

Уровень контрацептивной защищенности сексуальных отношений у молодых россиян с начала 1990-х годов значительно повысился, что привело к двукратному сокращению числа абортов, в том числе у первобеременных до 25 лет. Но пропаганда многими СМИ “свободного” поведения на фоне отсутствия адекватных форм полового воспитания в школе – обеспечила увеличение “рисковых” форм сексуальных взаимоотношений и, как следствие, увеличение распространенности заболеваний, передающихся половым путем и ВИЧ-инфекции.

Ежегодно в стране у несовершеннолетних матерей рождается до 5-ти тысяч детей, которые чаще всего появляются на свет недоношенными, маловесными, имеющими значительные проблемы со здоровьем, частота осложнений течения беременности и родов у таких матерей почти на 30% выше, чем у женщин, достигших совершеннолетия.

По информации Роспотребнадзора в возрасте  15-19 лет курит 40% юношей и 7% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет соответственно. Если представить эти данные в абсолютных числах, то окажется, что в России курит более 3 миллионов подростков. В последние годы наблюдается отчетливая тенденция не только к увеличению распространения табакокурения среди молодежи, но и более раннее начало регулярного курения.

Наибольшее распространение этой вредной привычки происходит в среде городских подростков-мальчиков 15-17 лет – учащихся профтехучилищ. В 2006-2007 годах распространенность курения среди них составляла в среднем по России 78,3%. Среди девочек этот показатель был чуть меньше и составлял в среднем по России 65,4% .

Особо негативное воздействие на состояние здоровья детей и молодежи в нашей стране оказывает угрожающее нарастание наркомании и алкоголизма. В 2008 году впервые обратились за наркологической помощью более 40 тыс. подростков, употребляющих алкоголь с вредными последствиями. Показатель первичного выявления таких подростков при стабильно высоком уровне за год увеличился на 8,6% и составил 670,0 на 100 тыс. подросткового населения. С 2000 года подростковый алкоголизм вырос на 39%.

По данным Роспотребнадзора в России треть всех несовершеннолетних юношей и девушек выпивают ежедневно. Средний возраст приобщения к алкоголю по сравнению с советским периодом снизился с 17 до 14 лет. Особенно это опасно в связи с тем, что раннее приобщение к алкоголю увеличивает в 5–6 раз риск развития алкоголизма в дальнейшем.

Одной из наиболее рисковых с точки зрения алкоголизации молодежных групп являются учащиеся училищ начального профессионального образования, т.е. преимущественно дети из малообеспеченных семей. Согласно результатам широкомасштабного исследования, проведенного Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков в 2006-2007 годах среди этой категории учащихся, большинство впервые пробуют алкогольные напитки в возрастном интервале от 10 до 16 лет. «Пик приобщения» к алкоголю у мальчиков и девочек приходится на возраст 13-14 лет: в этом возрасте знакомятся с алкоголем в среднем 31% ребят. В 2006-2007 гг. количество городских подростков 15-17 лет, учащихся профессиональных училищ, употребляющих алкоголь составила в среднем по России 80,7% обследованных мальчиков и 83,8% – девочек. При этом среди них доля лиц, употребляющих алкоголь от 2 раз в месяц и чаще (т.е. тех, кто входит в «группу риска») составляет 41% у мальчиков и 35% - у девочек.

Основными причинами столь резкого увеличения алкоголизации молодежи являются следующие:

1) ценовая доступность алкоголя – сейчас на среднюю зарплату можно купить в несколько раз больший объем алкоголя, чем в советские годы;

2) круглосуточная и шаговая доступность – в настоящее время в большинстве населенных пунктов России приобрести алкоголь можно в любое время суток и количество торговых точек, продающих крепкие напитки, на 100 тыс. человека в России в разы выше, чем в странах Европы, при этом слабоалкогольные напитки (пиво и тонизирующие коктейли) повсеместно и свободно продаются в киосках и палатках, чего нет ни в одной развитой стране мира;

3) законодательство Российской Федерации в сфере регулирования алкоголя в настоящее время представлено фрагментарными, слабыми, плохо согласованными актами и нормами;

4) пиво и спиртосодержащие коктейли юридически не считаются алкогольными напитками, что обеспечивает им льготный режим рекламы в электронных СМИ;

5) к нарушениям в сфере производства и оборота нелегального и суррогатного алкоголя крайне затруднено применение статей Уголовного Кодекса, что особенно пагубно сказывается в алкоголизации сельской молодежи.

Не утешительны данные и по росту в России потребления наркотиков среди молодежи. В 2006 г. произошел скачкообразный рост первичной заболеваемости наркоманией у подростков сразу на 25,1%.

По данным ранее упоминавшегося исследования почти каждый 5-й мальчик (17,3%) и каждая 10-я девочка (11,6%) в возрасте 15-17 лет экспериментируют с наркотически действующими веществами, при этом уровень наркотизации учащихся профессиональных училищ значительно увеличивается при переходе в возрастную группу 15-16 лет.

В 2008 году в Российской Федерации было зарегистрировано первично 120275 больных наркологическими расстройствами подростков 15-17 лет или 2153,7 больных на 100 тыс. подростков. По сравнению с 2007 годом показатель увеличился на 3,3%. Сегодня Россия вышла на одно из первых мест в мире по потреблению наиболее тяжелых и смертоносных инъекционных наркотиков. Ежегодно от них умирает от 70 до 100 тысяч человек, что существенно превышает число совершаемых убийств по стране и смертей на дорогах.

Все эти данные свидетельствуют о необходимости незамедлительной мобилизации и консолидации усилий государства и общества по кардинальному перелому негативных тенденций в сфере оздоровления детей и молодежи. Меры должны быть двух видов:

1) направленные на противодействие и борьбу с асоциальными явлениями в сфере здоровья молодежи – это меры первоочередного значения;

2) ориентированные на формирование и популяризацию в обществе и, в первую очередь, в молодежной среде ценностей здорового образа жизни – меры долгосрочного характера.

К числу мер первого рода должны быть отнесены следующие.

Разработка и представление в Государственную Думу Российской Федерации федерального закона «О мерах противодействия реализации и потреблению алкогольной и табачной продукции молодыми гражданами Российской Федерации» с соответствующим внесением поправок в Уголовный и Административный кодексы РФ. В законе необходимо предусмотреть такие меры противодействия негативным явлениям в сфере здоровья молодёжи, как:

- полный запрет на реализацию алкогольной и табачной продукции лицам, не достигшим 18 лет, через увеличения штрафов до размера 100 МРОТ, а при многократном нарушении (более двух) уголовной ответственности в виде лишения свободы сроком до 3-х лет;

- усиление административной ответственности за продажу несовершеннолетним табачной, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе тонизирующих коктейлей), пива и напитков, изготавливаемых на его основе, с установлением за указанное деяние административного наказания в виде приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

- установление уголовной ответственности за нарушение правил розничной продажи несовершеннолетним алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе тонизирующих коктейлей), пива и напитков, изготавливаемых на его основе, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия;

- установление юридической ответственности за нарушение требований о запрете продажи табачной и алкогольной продукции в детских, образовательных и медицинских организациях и о запрете ее продажи несовершеннолетним в виде приостановления или аннулирования лицензии на розничную продажу такой продукции решением суда на основании заявления лицензирующего органа;

- установление запрета на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, пива и табачных изделий в торговых точках, имеющих для этих целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью менее 50 квадратных метров, т.е. ввести запрет на продажу любых табачных изделий и алкогольных напитков (включая пиво и спиртосодержащие коктейли) в киосках и палатках;

- повышение административной ответственности на распитие алкогольной продукции и курение в общественных местах, прежде всего на территориях школ, ВУЗов и средних специальных учебных заведений, с применением мер административного воздействия, включая штрафы, налагаемые на ответственных лиц и родителей;

- назначение должностных ответственных лиц, во всех учебных заведениях, «по безопасности здоровья», по принципу пожарной безопасности;

- применение обязательного ежегодного тестирования для учащихся школ, средних и старших классов с согласия родителей, на предмет наркотической, алкогольной и табачной зависимости, общего состояния уровня здоровья;

- введение специализированной статьи,  устанавливающей адекватно серьезную уголовную ответственность за нелегальное производство и оборот этилового спирта, алкогольных и спиртосодержащих жидкостей с объемной долей этилового спирта выше 15 градусов;

- введение требования продажи спиртосодержащих жидкостей медицинского и парфюмерного назначения объемом более 25 мл или крепостью более 15 градусов исключительно в прочной герметичной форме в виде спрея, аэрозоля или диспенсера;

- введение запрета на продажу алкогольных напитков, включая пиво и спиртосодержащие коктейли, в утреннее и ночное время, во второй половине субботы и по воскресеньям.

В Уголовном Кодексе РФ требуется кардинально ужесточить меры ответственности для лиц, осуществляющих контрабанду и сбыт наркотиков. Вместе с тем, необходимо существенно увеличить эффективность деятельности следственных органов по выявлению и обезвреживанию наркопритонов и других мест распространения наркотиков, в том числе за счет использования общественных сил населения и телефонов доверия.

Кроме того, необходимо разработать государственную программу по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма, курения и наркомании среди населения Российской Федерации, уделив в ней особое внимание категории детей и молодежи, а также поэтапному введению государственной монополии на розничную продажу алкогольных напитков (с содержанием спирта выше 4,7−5%), начиная с сельской местности, и существенному повышению цены в госмонопольных магазинах на все виды спиртосодержащих напитков. Полномочия по управлению госмонополией целесообразно передать Минздравсоцразвитию России.

В программе должны быть также предусмотрены:

-проведение общенациональной информационно-пропагандистской кампании, направленной на информирование населения о вреде, который алкоголь, наркотики и курение причиняют здоровью, благополучию и духовно-нравственной целостности человека;

- рекламирование через СМИ спорткультуры и правильного питания, с привлечением известных людей. Разъяснение вреда от регулярного потребления продукции «фаст-фуда», энергетических и синтетических напитков, алкогольных суррогатов типа «джин-тоник», курения кальяна, с представлением результатов медицинских исследований;

- составление официального перечня продукции наносящей вред здоровью и приносящих пользу здоровью, при регулярном употреблении, и обеспечение доступа для ознакомления молодёжи (черный и белый списки);

- предоставление налоговых льгот предприятиям системы общественного питания - «кафе здоровья» и сферы развлечений, пропагандирующих здоровый образ жизни и не реализующих продукцию, наносящую вред здоровью (из черного списка).

В области здравоохранения должны быть разработаны мероприятия по проведению эпидемиологических исследований в субъектах Российской Федерации с целью выявления истинной распространенности алкоголизма, наркомании и токсикомании в молодежной среде. Кроме того, необходимы меры по дифференцированной медицинской профилактике наркомании и алкоголизма (особенно в сельской местности), в том числе семейной профилактики, на основе взаимодействия со специалистами первичного звена здравоохранения.

Следует усилить значимость медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом, наркоманией и токсикомании. Учитывая, что одним из эффективных методов реабилитации является трудовая терапия, необходимо организовать при наркологических диспансерах субъектов Российской Федерации долгосрочные программы социальной реабилитации по принципу терапевтических сообществ, занимающихся трудовой деятельностью.

К мероприятиям второго рода – более долгосрочного характера, направленным на укрепление здоровья и формирование социальных образцов здорового образа жизни у молодежи, можно отнести следующие.

1.   Меры по снижению негативного и увеличению позитивного влияния образования на состояние здоровья детей и молодежи, предусмотрев помимо проводимых уже действий по линии Минобрнауки России:

·        разработку  для общеобразовательных учреждений рекомендаций по более рациональному распределению учебного и рекреативного (каникулярного) времени в рамках годового цикла, приблизив его структуру к мировым стандартам (летние каникулы – 1,5-2 месяца, осенние – 1,5 недели, зимние – 2,5-3 недели, весенние – в начале марта 1,5 недели и начале мая – 2 недели) с целью более равномерного распределения образовательной нагрузки и времени восстановления ресурсов молодого организма;

а также совместно с Минспорттуризмом России:

·        предусмотреть в новых федеральных государственных образовательных стандартах оснащение общеобразовательных школ спортивным инвентарем и оборудованием, внести соответствующие изменения и дополнения в Положение о лицензировании образовательной деятельности (в части включения требований по обеспечению образовательного процесса по предмету «Физическая культура»);

·        утверждение единой общепринятой системы оценки физического развития и физической подготовленности учащейся молодежи;

·        создание и дальнейшее развитие спортивных клубов во всех видах и типах образовательных учреждений;

·        учет новых технологий, форм и методов физкультурно-спортивной работы при разработке новых федеральных государственных образовательных стандартов.

2.   Программы по охране репродуктивного здоровья молодежи, сохранению психического здоровья молодых граждан.

3.   Меры по профилактической работе с молодыми гражданами группы социального риска, по предупреждению асоциального поведения среди молодежи в том числе:

·        поддержка общественных организации, занимающихся антинаркотической деятельностью, доказавшие свою эффективность.

·        создание информационно-учебный центра социальной рекламы для ликвидации информационного вакуума вокруг социально значимых заболеваний (в первую очередь наркомании, алкоголизма, лудомании). Центр должен формировать в сознании молодежи установки на здоровый образ жизни.

4.   Программы по профилактике социально значимых инфекций (ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты В и С, туберкулез).

5.   Профилактические и реабилитационные программы, по улучшению здоровья молодежи.

6.   Программы, направленные на привлечение молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

7.   Развитие индустрии отдыха и оздоровления молодежи в каникулярное время и во время летнего отдыха, основывающейся на системе спортивно- оздоровительных лагерей.

Анализ положения дел с  оздоровительными и спортивными лагерями  для молодежи, в частности, показал, что в сравнении с периодом конца 80-х годов их количество резко сократилось, прекратила существование система их организации и обеспечения условий функционирования не только на федеральном, но и на региональном уровне в большинстве субъектов Российской Федерации. Вследствие этого целый ряд действующих в настоящее время лагерей не соответствуют предъявляемым требования и критериям, функционируют изолированно друг от друга, используют лишь собственные скудные силы и средства, ведя борьбу за выживание, при этом оказываются неспособны на построение современных и перспективных моделей развития в новых социально-экономических условиях.

Среди основных причин столь неблагоприятной ситуации, присущей большей части регионов России, выделяются следующие.

1.      Слабое финансирование или его отсутствие во многих субъектах Российской Федерации, и также на уровне муниципалитетов.

2.      Отсутствие механизма, определяющего участие в организации и функционировании молодежных лагерей со стороны органов управления и должностных лиц субъектов Российской Федерации.

3.      Отсутствие координации и управления деятельностью лагерей для молодежи на всех уровнях по вертикали и взаимодействия между ними по горизонтали.

4.      Не соответствие реалиям нормативно-правовой базы организации и функционирования молодежных лагерей.

5.      Низкий уровень учебно-методической базы или ее отсутствие в большинстве субъектов Российской Федерации.

6.      Крайне недостаточное взаимодействие, обмен опытом между лагерями для молодежи в федеральных округах и их отсутствие на федеральном и международном уровне.

7.      Большие сложности с обеспечением кадров  и отсутствие механизма их подготовки в большинстве федеральных округов.

8.      Дефицит информации о молодежных лагерях, как важнейшей форме патриотического и военно-патриотического воспитания молодежи и ее подготовки к защите Отечества и военной службе.

Решение всего комплекса проблем, связанных с молодежными лагерями, предполагает осуществление скоординированных усилий ряда министерств, ведомств, общественных организаций, особенно органов местного управления субъектов РФ. В этой связи представляется целесообразным подготовить программу по созданию новой системы оборонно-спортивных оздоровительных лагерей для молодежи в России, рассчитанную на 2011-2015гг., интегрировав ее в качестве составляющей части Программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.».

В качестве первоочередных мер при этом целесообразно:

·        Разработать концепцию развития системы оборонно-спортивных и оздоровительных лагерей  для молодежи как важнейшей формы патриотического и военно-патриотического воспитания молодежи и ее подготовки к защите Отечества и военной службе с учетом ее специфики и региональных особенностей.

·        Подготовить и утвердить Положение об оборонно-спортивных и оздоровительных лагерях для молодежи как основу их организации и функционирования, а также деятельности соответствующих министерств, ведомств, органов и организаций, в т.ч. общественных, имеющих отношение к патриотическому воспитанию подрастающего поколения и его подготовки к защите Отечества и военной службе.

·        Изучить, обобщить и распространить опыт организации и функционирования молодежных лагерей в федеральных округах и на всероссийском уровне,  используя лучшие международные образцы.

·        Подготовить учебно-методическое обеспечение деятельности молодежных лагерей с участием представителей регионов, ученых, специалистов из министерств, ведомств, научных и общественных организаций.

Для осуществления этих и других мер необходимо создать: организационно-координационный совет по разработке и реализации программы создания новой системы молодежных лагерей, а также межведомственную рабочую группу при Министерстве спорта, туризма и молодежной политики РФ для разработки, утверждения и издания необходимых документов и материалов, связанных с развитием и созданием новой системы оборонно-спортивных и оздоровительных лагерей  для молодежи.

Кроме мероприятий, направленных на укрепление здоровья молодежи в период отдыха, существенную роль в формировании стандартов здорового образа жизни может сыграть индустрия массового спорта на предприятиях, в больших корпорациях и, особенно, в системе среднего и высшего образования.

Российский спорт высоких достижений традиционно ориентирован на «промышленный» способ подготовки спортсменов экстра­класса, основанный на раннем отборе одаренных людей и развитии у них специальных качеств в специализированных учебно-тренировочных учреждениях (спортивных школах, интернатах). Такой подход имеет серьезные преимущества, однако не свободен и от серьезных недостатков, заставляющих всерьез задуматься о необходимости использования, наряду с привычной, также и альтернативной идеологии развития спорта. Эти недостатки происходят из неизбежного атрибута «промышленного» способа - резкого разделения среды подготовки спортсмена высокого уровня и среды общесоциальной.

Развитие студенческого спорта способно если не полностью решить перечисленные проблемы, то, по крайней мере, серьезно их минимизировать. Формирование на базе университетской инфраструктуры комфортной среды для активных занятий спортом с возможностью достижения серьезных результатов, сопоставимых с показателями профессионально спорта, позволяет:

-  выявлять спортивные таланты на более поздних возрастных стадиях, либо развивать до соответствующего профессионального уровня подготовки спортсмена-любителя, не сумевшего к 17-18 годам укрепиться в профессиональных командах;

-  продлевать как минимум на 5-6 лет спортивную карьеру молодых людей, стремящихся совмещать ее с приобретением образования, профессии, социальных навыков;

-  безболезненно социально адаптировать спортсменов высокого уровня, прошедших этап студенческого спорта, после окончания их профессиональной спортивной карьеры;

-  повышать популярность спорта и здорового образа жизни за счет постоянного пребывания спортсменов-студентов в общей среде сверстников.

Для решения названных задач студенческий спорт должен:

·  оптимизировать совмещение серьезных занятий спортом с полноценным получением образования за счет улучшенной логистики, гибкого графика занятий, надлежащих условий для самостоятельной подготовки, качественных условий для проживания и питания;

·  иметь правильно организованный календарь спортивных состязаний, учитывающий учебную нагрузку, но имеющий при этом самостоятельную ценность в качестве значимого общественного события локального, а на определенном этапе - и общероссийского уровня;

·  основываться на безусловном приоритете принципов справедливости в выявлении лучших, прозрачности отбора и продвижения спортсменов на более высокие уровни выступлений.

Оптимизация соревновательной практики предполагает утверждение единой системы российских и международных спортивных мероприятий, включая Всероссийские Универсиады, Чемпионаты Европы и мира среди студентов и Всемирные Студенческие Игры (Универсиады). Обязательным условием проведения студенческих соревнований должно быть их включение в Единый календарный план федерального органа исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта и присуждение соответствующих спортивных разрядов и званий по итогам выступления в указанных соревнованиях.

Реализация названного комплекса мероприятий может быть обеспечена только при взаимодействии всех заинтересованных в развитии студенческого спорта организациях: федеральных и региональных органов управления физической культурой и спортом, образованием, делами молодёжи, Российского студенческого спортивного союза, национальных федераций по видам спорта, Российского Союза ректоров, с соответствующими региональными отделениями.

Оптимизация материально-кадровой базы должна предполагать сертификацию  условий, в которых проводятся соревнования в вузах, закупку оборудования и снаряжения, определение вузами с учетом их возможностей оптимального объема участия в финансировании развития спорта.

В качестве приоритетов на данном этапе должны стать:

-  оборудование спортивных залов;

-  приобретение спортивной формы и снаряжения;

-  обеспечение переездов команд;

-  содействие спортивному росту членов университетских команд за счет предоставления индивидуальных графиков подготовки, позволяющих получать качественное образование и обеспечивающих эффективный контроль результатов обучения;

-  снижения размеров платы за обучение или предоставление целевых стипендий (при этом категорически исключаются любые варианты профессионализации студенческого спорта);

-  материальная поддержка работы квалифицированных тренеров;

-  создание комфортных условий для проживания, питания, самостоятельных занятий спортсменов.

В основу развития материально-кадровой базы студенческого спорта должен быть положен принцип партнерского соучастия вузов и студенческих федераций по видам спорта. Должно быть рассмотрено подписание помимо соглашений о членстве в студенческих федерациях по видам спорта и участии в соревнованиях под ее эгидой специальных соглашений о сотрудничестве.

В условиях информационного общества все перечисленные меры по формированию ценностей здорового образа жизни в молодежной среде будут малоэффективными без их PR поддержки. Пропаганда здорового образа жизни и физической культуры, в том числе и средствами социальной рекламы, должна идти по следующим основным направлениям:

· информационное сопровождение спортивных соревнований и мероприятий («Лыжня России», «Золотая шайба», «Веселый дельфин» и др.);

· разработка и реализация информационно-пропагандистских мероприятий для различных групп населения (детей, подростков, молодежи) направленных на формирование и пропаганду здорового образа жизни;

· освещение в средствах массовой информации мероприятий в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»;

· создание молодежных спортивных и оздоровительных интернет-порталов информационно-пропагандистской направленности;

· проведение для детей и молодежи тематических конкурсов, фестивалей и выставок физкультурно-спортивной направленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ, проведенный при подготовке доклада, показал, что сегодня мы имеем дело с поколением молодежи, которое существенно отличается от предыдущих – это рыночное поколение со своей шкалой ценностей и приоритетов. Богатый опыт работы в молодежной сфере, который был накоплен в советский период, равно как и опыт постперестроечного периода, оказывается неэффективным в применении к современной молодежи и требует существенного качественного переосмысления и переработки.

Интегральным социологическим показателем критической слабости молодежной политики последних полутора десятилетий является размытость у значительной части молодежи российской идентичности - важнейшего параметра самосознания граждан страны. Социологическое исследование фиксирует, что в настоящее время 31%, (т.е. 11,8 млн.) молодых людей не идентифицируют себя со статусом гражданина Российской Федерации. Причем с возрастом доля молодежи, ощущающей себя гражданами Российской Федерации, не растет, а среди представителей этнических групп – заметно падает.

Принципиальные изменения социально-экономической и информационно-коммуникативной среды, в которой происходит и осуществляется социализация молодежи, а также новые стратегические задачи и новые глобальные вызовы актуализируют дальнейшую модернизацию молодежной политики.

В результате модернизации должны быть решены как задачи повышения качества социализации и самореализации молодых людей, так и задачи управления приращением и эффективным использованием молодежного человеческого капитала страны.

При этом необходимо учитывать, что базовые процессы социализации молодежи, связанные с взращиванием высоконравственной, образованной, патриотичной, творческой, здоровой личности молодого человека, и, соответственно, проблемы гражданской идентичности, ценностных установок, увеличения человеческого капитала принципиально не могут быть решены усилиями одного или нескольких ведомств и требуют создания механизмов межведомственного и надведомственного регулирования со значимым участием представителей молодежи. Комплексный, общенациональный характер молодежной политики до сих пор не осознается в полной мере, что во многом определяет ее слабость.

Первоочередными задачами государства относительно молодежной сферы сегодня должны стать: коренное повышение приоритетности молодежной политики в практической деятельности органов власти всех уровней, развитие инфраструктуры работы с молодежью, формирование системных взаимоотношений с молодежным сообществом, как субъектом молодежной политики.

Важнейшими условиями для успешной модернизации молодежной политики прежде всего являются: построение системы целеполагания и комплекса целевых показателей; нормативное их закрепление, оптимизация и развитие отраслевой инфраструктуры, а также повышение эффективности и результативности имеющихся и обновленных ее механизмов.

Можно выделить четыре основных направления развития и совершенствования инфраструктуры: 1) увеличение количества, доступности и оснащенности учреждений молодежной сферы; 2) повышение кадровой обеспеченности; 3) наращивание объема и эффективности финансирования и 4) создание современной научно-методической базы по реализации молодежной политики.

Со стороны государства также можно выделить и четыре основных механизма реализации молодежной политики – это нормативно-правовое регулирование в данной сфере, создание и совершенствование организационных форм по реализации молодежной политики, целевые программы и информационное воздействие.

Нормативно-правовая база молодежной политики в России находится сейчас в стадии становления. При ее совершенствовании необходимо исключить угрозу разрастания «лоскутного» нормативного регулирования данной сферы за счет мер по обеспечению ее целостности и стыковки с нормативной базой пограничных отраслей. Основным ядром должна являться обновленная Стратегия молодежной политики, в которой должны быть закреплены основные понятия и цели данной сферы, соответствующие целям и задачам, сформулированным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Развитие организационных форм и, в первую очередь, форм управления процессами формирования и реализации молодежной политикиобусловлено необходимостью обеспечения эффективного взаимодействия ее основных субъектов: различных органов власти между собой, государства и молодежи, молодежи с бизнесом, а также с институтами гражданского общества, молодежных объединений между собой.

В рамках модернизации молодежной политики государству и обществу необходимо сформировать новые требования к организации информационного пространства для молодежи с учетом адресности и избирательности действия, с применением современных информационных инструментов. В информационной политике важно предусмотреть всесторонние механизмы противодействия негативному влиянию на молодежь, с учетом стратегии безопасности страны.

Совершенствование механизма целевых программ заключается во взаимоувязке федеральных, региональных и ведомственных программ, а также в совершенствовании контроля достижения результата и фактической эффективности реализуемых программ, их соответствия поставленным целям.

 

Вы сейчас здесь Клуб О клубе Документы Доклад "Молодёжная политика в Российской Федерации", июнь 2009