Парламентский клуб Российский парламентарий

КОМУ ПОКАЗЫВАТЬ «КУЗЬКИНУ МАТЬ»? ЧТО РОССИЯ МОГЛА БЫ ПРЕДЛОЖИТЬ МИРУ

Кому показывать «кузькину мать»? Что Россия могла бы предложить миру\\ 18 Май 2022



Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20

 

На фоне новых санкций против России и явного стремления США вытеснить её из международной политики всё острее встаёт вопрос о реальном весе и роли нашей страны в мире.

 

Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:

Вопрос не нов. Он нависал над Россией и в далёком прошлом, и накануне революции 1917 г., и в советские времена. После 1945 г. в силу огромного вклада СССР в победу над фашистской Германией роль нашей страны воспринималась однозначно: Советский Союз — великая держава, «оплот прогрессивного человечества», защитник стран Азии и Африки в их борьбе за независимость. Голос Москвы громко звучал во всех созданных после войны международных организациях, включая Совбез ООН.

За скобками пропаганды

А вот экономический вес страны оставался как бы за скобками. Пропаганда убеждала народ, что мы верстовыми шагами идём к победе коммунизма. Остальные страны нас догоняют или нам завидуют. И люди верили. Понятно почему. «Простой советский человек» практически не выезжал за рубеж, и ему было трудно судить о том, как живут по другую сторону границы. Газеты, радио и телевидение в СССР постоянно рассказывали жителям страны о «всё углубляющемся» кризисе капитализма, о том, как трудно живётся на Западе рабочим и крестьянам. И только небольшому числу советских людей удавалось взглянуть на жизнь по ту сторону «железного занавеса». Но громко рассказывать об увиденном было не только не принято, но и опасно.

Редких советских гостей и приезжавших по профсоюзной линии в Лондон активистов чуть ли не в обязательном порядке возили на могилу Карла Маркса на Хайгейтском кладбище. Совершив ритуальное возложение цветов, приехавшие разбегались по Лондону в поисках подарков для жён и детей. А вернувшись на родину, рассказывали домочадцам не о К. Марксе, не о «загнивании капитализма», а совсем о другом: о знаменитой улице Оксфорд-стрит и о том, какие там магазины, витрины и сколько сортов пива в британских пивнушках.

Витрины и изнанка экономики

Сегодня витрины крупных российских городов на первый взгляд выглядят не хуже парижских, лондонских или римских. И всё же сравнения с Западом в области экономики, уровня жизни и социального обеспечения будут далеко не в нашу пользу. Это особенно остро стало проявляться по ходу ужесточения санкций. Мы лишний раз убедились, что наша экономическая самостоятельность очень условна. Практически нет сферы экономики, где бы мы не зависели от импортных составляющих. Лечимся мы в основном импортными лекарствами. А где наша мощная химическая промышленность, о которой у нас так любили говорить в советские времена? Похоже, что в давнем соревновании между химиками и лириками в России победили лирики. Политические лирики, разумеется.

И всё чаще в рассуждениях экспертов звучат неприятные вопросы. Куда делись миллиарды долларов, которые Россия десятилетиями получала от продажи нефти и газа? Почему страна с богатейшими ресурсами и с высочайшим уровнем образования обеспечивает лишь 3% мирового ВВП? Почему по производительности труда мы на 32-м месте в мире, а издержки производства у нас почти в 3 раза выше, чем в Японии? На днях в СМИ промелькнула ещё одна обидная новость: Индонезия скоро вытеснит нас с 6-го на 7-е место в списке крупнейших экономик.

С кем соревноваться?

В советские времена мы дерзко бросали вызов Америке, грозились «догнать и перегнать». А сегодня? С кем будем соревноваться? Кому показывать «кузькину мать»?

Тягаться с Америкой сложно — разобраться бы с Украиной. Задача непростая. «Ведомости» недавно со ссылкой на свои источники написали, что Кремль попросил губернаторов не создавать «ложных завышенных ожиданий» по поводу спецоперации. Поскольку «она идёт постепенно, по плану, и главная задача — минимизировать потери»...

За последние месяцы крайне осложнилось и положение России в системе международных отношений. Нас исключили из ПАСЕ и ЕСПЧ. Российских артистов вытолкнули из «Евровидения». Зависло научное сотрудничество. Наших спортсменов отлучили от многих международных соревнований. Мы ещё входим в «Большую двадцатку», но при подстрекательстве Вашингтона и Лондона уже раздаются голоса, требующие заменить там Москву на Киев.

Идёт и наступление на русский язык и культуру. Даже в бывших республиках СССР под предлогом «лингвистического суверенитета» делаются попытки ограничить использование русского языка. А ведь вместе с языком и культурой будет слабеть и наше влияние.

И возникает вопрос: о чём докладывают «наверх» все те, кому положено отслеживать обстановку? Говорят ли всю правду или по советской традиции забегают вперёд, чтобы заглянуть начальству в глаза и угадать, что от них ожидают? Почему оценки и прогнозы развития экономической ситуации в стране, расстановки сил в мире оказались, мягко говоря, не вполне соответствующими реальности?

Новая нормальность

Тревога нарастает. Неприятности становятся «новой нормальностью». Об этом недавно писал в своём «манифесте» небезызвестный бизнесмен Олег Дерипаска. Даже краткий перечень рисков в его изложении впечатляет:

  • закрытие для РФ зарубежных рынков сбыта традиционной экспортной продукции, в том числе нефти и газа, и, как следствие, резкое падение доходов населения;
  • перекрытие доступа нашему бизнесу к международному рынку капитала и критически важным технологиям и оборудованию. Нарастание технологического отставания страны...

В своём анализе Дерипаска избегает внешнеполитических аспектов. Но их не обошёл стороной Фёдор Лукьянов — глава Совета по внешней и оборонной политике и главный редактор журнала «Россия в глобальной политике». Фактически он говорит о том, что Россия сегодня лишена возможности в привычной для нас динамичной форме участвовать в мировой политике. На смену активной «внешней политике», пишет автор, у нас приходит «международное положение», комплекс окружающих обстоятельств, далеко не всегда зависящих от России.

«Способом воздействия нашей страны на мировую ситуацию становится не дипломатия, а выполнение задач, которые относятся к внутренней сфере — политической и социально-экономической». Для сохранения России в качестве «важного элемента мирового ландшафта» Ф. Лукьянов предлагает сосредоточиться не на «вычерчивании схем мироустройства», мало зависящих от России, а на решении внутренних задач — на её развитии. Время «концертной части» политики уходит, пишет он далее. Необходимо такое переформатирование страны, при котором «общество и государство доверяют друг другу и способны на совместное созидание в неблагоприятном окружении».

Услышат ли «наверху» эти оценки и советы?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Ссылка на статью

Вы сейчас здесь Мероприятия 2020 КОМУ ПОКАЗЫВАТЬ «КУЗЬКИНУ МАТЬ»? ЧТО РОССИЯ МОГЛА БЫ ПРЕДЛОЖИТЬ МИРУ