Парламентский клуб Российский парламентарий

Здравствуй, моя Мурка. Как поживает и развлекается новая элита?

Здравствуй, моя Мурка. Как поживает и развлекается новая элита? \\ 24 Октябрь 2018




Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43

 

В последнее время одно из самых угнетающих занятий – читать в газетах информацию о днях рождения или юбилеях наших знаменито­стей: политических, культурных, нравственных, спортивных… ну, и так далее.

Имена тех, кого мы привыкли называть «властителями дум», в такого рода публикациях встречаются всё реже. Позд­равлять становится некого, да и не всегда хочется. С элитарного небосклона страны исчезают последние имена людей, которые своими трудами, вкладом в науку, искусство, культуру, образование, своими нравственными позициями и поступками формировали представление об элите ХХ в.

Полёты на низкой высоте

Меняется и само представление об элите как о чём-то высоком, формирующем образ страны и народа, и, главное, как о сообществе людей, критически оценивающих настоящее и прокладывающих пути в будущее. Понятие элиты всё чаще воспринимается просто как группа известных людей. Причём известных прежде всего по телеэкрану. И всё большее место в этой группе занимает элитарная накипь, «попса». Многим из представителей такой «новой элиты» не откажешь в таланте. Вопрос в том, как они его используют. Во имя каких целей? В элитарных кругах всё чаще мелькают люди, умеющие ориентироваться в модных политических и культурных вкусах. И такая конъюнктурная элита всё больше завоёвывает интеллектуальное и нравственное пространство страны.

Питательной средой для размножения такого рода элиты стали новые поколения сытых потребителей, для которых модный бренд или модная презентация важнее качества и глубинного содержания. Критериями оценки для потребителей становятся мера вычурности, эпатаж, показная смелость, а для производителей – стремление во что бы то ни стало удивить, шокировать и, как след­ствие, попасть в СМИ. Новая публика охотится за культурой не в силу культурной потребности, а из желания показать себя в нужное время в нужном месте. Лучше, конечно, на какой-нибудь модной премьере.

Примерно такое впечатление о новой публике осталось после посещения балета «Анна Каренина» в Большом театре. Видно было, что значительная часть ценителей искусства пришла насладиться не самой постановкой, а чтобы продемонст­рировать свои дорогие наряды и свою причастность к новому культурному тренду, в котором уже трудно отличить, где настоящий балет, а где гимнастика, цирк, а порой и открытое шутовство. Взять хотя бы новую интерпретацию образа Левина. В балетной версии «Анны Карениной» он представлен в виде глуповатого американского ковбоя в резиновых сапогах. Понятно, что главным развлечением балетного вечера для продвинутой части публики были селфи на фоне исторических интерьеров, занавеса и б­уфетов. Е­сли бы со сцены Большого театра вместо Чайковского и Шнитке зазвучала блатная «­Маруська отравилась», публика е­два ли удивилась бы, потому что ей всё равно.

Цыганское барокко

К сожалению, снижение традиционно свойственного для России нравственного уровня элиты не ограничивается сферой культуры. Этот процесс затрагивает и социальную, и политическую сферы. Сегодня часть новой элиты вполне подходит под определение «социальная попса». И она активно вторгается в политику, в сферу экономики и управления государством. Один из показателей деградации этого сегмента новой элиты – снижение уровня профессионализма. Доминирующим свойст­вом такой социальной попсы стало стремление сделать карьеру и обогатиться. Причём как можно быстрее и любой ценой. И неслучайно среди новой социальной и экономической попсы много выходцев из криминальной, блатной среды.

Всё это порождает (особенно на региональном уровне) невиданные в былые времена вкусы, обычаи и нравы. Недавно газеты описывали особняк одного из успешных бизнесменов Якутии с интерьерами в стиле «цыганского барокко». Белый рояль в особняке соседст­вовал с позолоченными унитазами и биде. А в Великом Устюге – одном из старейших городов России – недавно поставили памятник Мурке, той, которая, согласно знаменитой блатной песне, «зашухарила всю нашу малину».

Всё это ведёт к оскудению не только культурного, экономического и нравственного поля, но и к обмельчанию политики. Стоит ли удивляться, что новости о похождениях футболистов Мамаева и Кокорина целую неделю вытесняли из жизни страны все иные события, соперничая с новостями из повестки дня В. Путина.

Стулом по морде

К сожалению, падение уровня элиты уже сказывается и на общем моральном уровне населения. Социологи Высшей школы экономики, проводившие серию исследований о динамике социальных отношений, отмечают снижение уровня терпимости к порочным экономическим и поведенческим практикам. Люди всё чаще закрывают глаза и даже находят оправдание для коррупции, взяточничест­ва, разворовывания бюджета, уклонения от уплаты налогов, использования служебного положения для личного обогащения. Осуждение подобных практик с советских времён снизилось на треть. Всё шире распространяется мораль «всем надо жить» и «красиво жить не запретишь». В целом социологи отмечают и снижение уровня порядочности. По их подсчётам, за последнее десятилетие на 23% упала доля тех, кто нетерпимо относится к взяткам, на 29% – к неуплате налогов, на 36% снизилось число осуждающих воровство из бюджета. Что касается морали беднейших слоёв населения, то и здесь наблюдается коррозия: на народном уровне терпимее стало отношение к безбилетникам и тем, кто уклоняется от уплаты алиментов. Задолженность по алиментам исчисляется в миллиардах рублей, в должниках – каждый третий алиментщик. Проезд «зайцем», мелкое воровство в магазинах, мухляж с электрическими счётчиками, неплатежи за услуги ЖКХ в последние годы стали своего рода спортом для бедных.

*   *   *

Подводя итоги исследований, социологи Левада-центра утверждают: в обществе формируется новый вид индивидуализма, когда человек действует прежде всего ради собственного, а не общественного блага. К сожалению, переносчиком этой нравственной инфекции стала наша новая элита.

Звучат и более резкие оценки: падение социальной морали и порядочности – это неосознанный и бессильный ответ населения на действия захватившего государство коррумпированного сословия. Своего рода новый русский анархизм, при котором методом сопротивления становится не политический протест, а битьё стулом по голове.

Вячеслав Костиков

Фото: Главная цель новой элиты - сделать карьеру и обогатиться? Фото: Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Ссылка на статью

Совет Клуба

Чилингаров Артур Николаевич

Председатель Совета Клуба

Депутат Государственной Думы РФ VIII созыва, Герой Советского Союза, Герой России, Президент Ассоциации полярников, член-корреспондент РАН, РАЕН, член Высшего Совета партии "Единая Россия". Награжден орденом Ленина, "Золотой Звездой". Лауреат Государственной премии СССР.

Место рождения: г.Ленинград
Образование: В 1963 г. окончил высшее инженерное морское училище им. адмирала С.Макарова. 
Кандидат географических наук.

Кирпичёв Игорь Владимирович

Генеральный Директор Клуба

Советник Первого  заместителя Председателя Госдумы РФ, научный сотрудник соц.факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, член Союза журналистов России и Москвы, капитан 3-го ранга запаса ВМФ.
Место рождения: г. Севастополь. 
Образование:
1. Черноморское Высшее Военно-морское училище им. П.С.Нахимова.
2. МГУ им. М.В. Ломоносова, фак-т журналистики.
3. Аспирантура /кафедра рекламы ф-та жур-ки/ МГУ.

Вы сейчас здесь Клуб