Парламентский клуб Российский парламентарий

Давайте поверим в сказку

Давайте поверим в сказку\\ 20 Декабрь 2017




Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51

В Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах-миллионниках уже всё дышит Новым годом: наряжаются ёлки, на площадях возводятся эффектные декорации, зажигаются огни.

Ещё день-другой, и на красочных ярмарках запахнет блинами, пирожками, жареными колбасками. Будут разливать и водочку. Какой же праздник без стопки русской водки и солёного огурчика? В Москву между тем уже валом валит народ: туристы, приезжие из регионов. На Красной площади не протолкнуться. На подмостках звенит гармошка, заливисто поют разряженные в сарафаны и кокошники участники городской самодеятельности.

Выйду на улицу, гляну на село:
Девки гуляют, и мне весело...


Новый год, Рождество были и остаются народными праздниками. И в такие дни власти ориентируются не на искушённых эстетов, а на вкусы широких народных масс. Ведь городская элита разъедется по заморским дворцам - их блинами с требухой не заманишь, им свежие устрицы подавай! Ну а для приехавших из глубинки (с не слишком тугим кошельком) бесплатный концерт с гармошкой, нехитрая снедь и мигание огней - всё в радость.

Всем плясать!

Впрочем, за размахом веселья скрывается не только желание повеселить публику, просматривается и политическая хитрость. Новый год, а затем и православное Рождество должны создать в стране приподнятое настроение. Впереди выборы президента. И, согласитесь, рапортами о победах в Сирии сыт не будешь. Сирия - это где-то далеко. А каток на Красной площади, торговые ряды на Охотном Ряду, столы с недорогой снедью на бульварах - это близко, это понятно.

Такова традиция. Даже в скудные послевоенные годы в красные дни календаря на улицах выставляли лотки с бутербродами, бочки с пивом, а детишек ублажали леденцовыми петушками. Кстати, в праздничные дни действовал и негласный приказ: пьяных в вытрезвители не забирать и нищих не гонять. Вот и сегодня в народе судачат: есть, дескать, сверху негласное повеление - денег на праздники не жалеть. Плясать до упаду! 

С Москвой, Питером и десятком других больших городов всё более-менее понятно. Там и накормят, и рассмешат, и в хороводе закружат, и походя на ушко шепнут, за кого патриотичнее голосовать. Но смущает вопрос: разольют ли бесшабашное в­еселье по всей матушке-России? Хватит ли у местных властей денег на все веси и города? Конечно, на рюмку водки и хвост селёдки наскребут. Найдётся и гармошка. Но, судя по письмам, которые приходят в «Аргументы и факты» из русской глубинки, «устриц на всех не хватит». Так иронизирует наш читатель из Саранска. Ирония неслучайна. Состояние глубинной России - одна из болезненных тем. И не зря наше телевидение избегает говорить на эту тему. Лишь изредка на фоне рапортов о победах мелькнут окна закрывшейся фабрики, раздолбанная дорога, забитые окна старого клуба или детского садика.

А между тем в России 800 тысяч малых городов, и в них проживает чуть ли не четверть нашего населения. Почему мы говорим «чуть ли»? Да потому, что точной статистики по этому поводу нет. Глаз статистика, ухо социолога, а тем более нога политика редкие гости в этих местах.

Кому водить хороводы?

Тенденция перетока сельского населения и жителей малых городов в города-миллионники общеизвестна. Можно (при больших затратах) замедлить этот процесс, но остановить невозможно. Трудно сохранить посёлок или маленький городок, если в нём в силу технологического прогресса умирает единст­венная устаревшая фабричка или заводик. И неизбежно начинается отток трудоспособного населения и прежде всего молодёжи. Малый бизнес, который мог бы дать работу, в периферийной России едва теплится. Нет денег, нет спроса, нет антикоррупционной и антибюрократической поддержки.

В советский период малые города и деревни пусть и минимально, но поддерживались за счёт идеологически мотивированной воли. Идеология развития советского села позволяла держать их на плаву при минимальных затратах. В сёла и рабочие посёлки по распределению направлялись врачи, учителя, агрономы. По партийной разнарядке воспитывалось местное руководство.

С восшествием на престол «его величества капитализма» всё это прекратилось. С крахом советской идеологии русская глубинка стала заложником «­естественных процессов рыночного развития». В результате с 1990-х гг. тысячи малых городов и деревень потеряли свыше 50% населения. В некоторых регионах на огромных простран­ствах проживают одни пенсионеры. Некому рожать. Некому водить хороводы. 

Тенденция, однако

Процесс продолжается. И, судя по всему, при территориальных, климатических и псевдорыночных условиях нынешней России этот процесс необратим. По крайней мере, в ближайшей перспективе. Власть разъясняет: при исходе населения становится нерентабельным поддерживать дороги, транспорт, энергоснабжение и даже минимум социальной сферы. Социологи подсчитали: если за 10 лет население города сокращается на 30% - это та критическая черта, за которой начинается деградация.

Эксперты по региональному развитию и политики убеждают: искусственная поддержка малых городов и «нерентабельных» деревень обходится казне в огромные суммы и негативно влияет на экономику страны в целом, замедляя годовой рост на 2-3%. Именно в глубинке сильнее всего проявляются и процессы депопуляции. Смертность в малых городах и посёлках в два раза выше, чем в целом по стране. В больших городах целуются и зачинают детей чаще.

*  *  *

Нужно ли посыпать голову пеплом? Специалисты говорят, что отмирание малых городов, посёлков, деревень и рост городов-миллионников - мировая тенденция. Не обходит она и высоко­развитые страны. На днях в Германии всего за 140 тыс. евро была продана вымирающая д­еревня с 15 жителями в 120 км от Берлина.

Как говорится в одном старом анекдоте: «тенденция, однако». Но слеза наворачивается. Ведь история многих наших малых городов неразрывно связана с историей и культурой России. Часто с семейной историей. Где-то родились наши бабушки и дедушки, где-то учились родители. Где-то затерялась старая церковь, в которой нас крестили. Города отмирают, а память остаётся. А такие названия, как Углич, Тотьма, Чухлома, Ливны, Торжок, Тутаев, Урюпинск, Мышкин, звучат как старые сказки от бабушки. Под Новый год очень хочется верить в сказки. Давайте поверим.

Вячеслав Костиков

Фото: В семейном музее колокольной музыки «Угличские звоны» в городе Углич Ярославской области. © / Фото: Дмитрий Коробейников / РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции



Ссылка на статью

Версия для печатиВерсия для печати

Совет Клуба

Чилингаров Артур Николаевич

Председатель Совета Клуба

Депутат Государственной Думы РФ VIII созыва, Герой Советского Союза, Герой России, Президент Ассоциации полярников, член-корреспондент РАН, РАЕН, член Высшего Совета партии "Единая Россия". Награжден орденом Ленина, "Золотой Звездой". Лауреат Государственной премии СССР.

Место рождения: г.Ленинград
Образование: В 1963 г. окончил высшее инженерное морское училище им. адмирала С.Макарова. 
Кандидат географических наук.

Кирпичёв Игорь Владимирович

Генеральный Директор Клуба

Советник Первого  заместителя Председателя Госдумы РФ, научный сотрудник соц.факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, член Союза журналистов России и Москвы, капитан 3-го ранга запаса ВМФ.
Место рождения: г. Севастополь. 
Образование:
1. Черноморское Высшее Военно-морское училище им. П.С.Нахимова.
2. МГУ им. М.В. Ломоносова, фак-т журналистики.
3. Аспирантура /кафедра рекламы ф-та жур-ки/ МГУ.

Вы сейчас здесь Клуб