Парламентский клуб Российский парламентарий

Витязи на распутье. Какую стратегию развития выберет президент?

Витязи на распутье. Какую стратегию развития выберет президент?\\ 29 Ноябрь 2017




Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48

Хотя почти никто в России, да и в мире не сомневается, что В. Путин будет выдвигаться на новый президентский срок, сам глава государства пока уклоняется от того, чтобы объявить о своём решении.

Более того, в Кремле не исключают, что на более поздний срок - начало 2018 г. - может быть перенесено и ежегодное послание президента Федеральному собранию. Что за этим стоит?

Мнения аналитиков разделились. Одни полагают, что это чисто технологический момент. Другие - что президент не торопится с датой выдвижения, оттого что хотел бы, чтобы о своих намерениях более чётко заявили и другие кандидаты. И не просто заявили, но и обнародовали свои предвыборные обещания. Это дало бы возможность команде президента уточнить его собственную предвыборную программу. В частности, включить в неё те положения, которые могли бы быть привлекательными для широкого круга избирателей. Это обычная предвыборная практика во всём мире. «Перекличка» программ демократов и республиканцев очень заметна и в предвыборной практике США. Активно заимствуют идеи друг у друга и европейские политики.

Не секрет, что в ходе предыдущих президентских кампаний в программу В. Путина был включён целый ряд социальных обязательств, которые первоначально озвучивались и лидерами других парламентских партий. Почему бы не подсмотреть и не позаимствовать что-то полезное сегодня?

Но это, так сказать, из сферы избирательных технологий. В неспешности В. Путина на этот раз могут быть и другие, более основательные причины. И, мне кажется, лежат они в сфере экономической и социальной  стратегии. А здесь много неясного.

Предварительные итоги

Предыдущая программа экономического развития, заявленная в марте 2012 г. и конкретизированная в 12 известных президентских указах от мая того же года, прорывного результата не дала. «Социальное государство», заявленное как цель развития, буксует. А с учётом растущего разрыва в доходах между бедными и богатыми продолжать рассказывать о социальном государстве всё сложнее. Оценки причин пробуксовки программ развития разнятся. Лояльные Кремлю экономисты и аналитики говорят об «объективных причинах» (и прежде всего о падении цен на энергоносители), негативном влиянии международных санкций, чрезмерных международных обязательствах. Критики В. Путина считают, что главная причина не в кризисе (который согласно теории Маркса выявляет противоречия и помогает их преодолеть), а в архаичности самой политической системы России, практически полностью унаследованной от СССР. Уточняя свои претензии, они говорят о размахе коррупции, об активном вторжении силовиков в сферу бизнеса, непреодолимых бюрократических заторах для предпринимателей.

Так или иначе в среднем уровень выполнения президентских указов 2012 г. не превышает 60%. И  это по свидетельству официального сайта Правительства РФ. Фактический же масштаб пробуксовки государственной машины, как мне представляется, ещё больше. Особенно в таких социально чувствительных сферах, как здравоохранение, образование, демография, обеспечение жильём, пенсионное обеспечение.

Контуры будущего

Очевидно, что в ходе предстоящего президентства ­2018-2024 гг. В. Путин не хотел бы повторения подобной ситуации. Тем более, согласно Конституции предстоящее шестилетие - последнее в биографии  В. Путина как президента. И, естественно, ему небезразлично, с какими результатами он впишет себя в историю современной России. 2% мирового ВВП, которыми располагает нынешняя Россия, - не лучший результат для парадных портретов (Китай - 16%, США - 24%).

Речь, таким образом, идёт не о частичных корректировках экономической и социальной политики, а о выработке новой стратегии развития. Да и общество, согласно последним соц­исследованиям, всё активнее требует перемен. О том, что задача прояснить контуры будущего Путиным поставлена, свидетельствует появление в последнее время большого количества всякого рода центров, советов, комитетов, формальных и неформальных экспертных групп, которые по прямому или косвенному поручению президента заняты разработкой новой стратегии. Варианты такой стратегии исчисляются десятками. В «мозговом штурме» участвуют и академические институты, и экономический факультет МГУ. Наиболее заметные группы влияния - конкурирующие между собой Высшая школа экономики, Центр стратегических разработок А. Кудрина, Академия народного хозяйства, эксперты Столыпинского клуба, возглавляемого С. Глазьевым, советником президента по экономическим вопросам. Высказывают свои пожелания и губернаторы, отражая региональное видение проблемы. Часто речь идёт о проблеме выживания отсталых регионов.

Между Сциллой и Харибдой

В двух шагах от президентских выборов В. Путин, по сути, оказался между Сциллой и Харибдой. Не будучи по образованию экономистом, он вынужден полагаться на мнение экспертов и советников. Но согласия между его «мозговыми центрами» нет. Более того, по моим сведениям, в последнее время противоречия между ними обострились и приобретают всё более выраженный идеологический характер. Споры напоминают баталии межу большевиками, меньшевиками, монархистами и либералами.

Наиболее острые дискуссии идут по поводу того, какую модель развития выбрать - китайскую, японскую или какую-то иную. Многих соблазняет стратегия «азиатских тигров» - Тайваня, Гонконга, Сингапура, Южной Кореи. Несмотря на участившиеся идеологические атаки консерваторов-государственников на экономический либерализм, в российских верхах остаётся немало «гайдаровцев» - приверженцев «либеральных» моделей и прежде всего американской.

Оценки разных вариантов развития противоположны. Одни резко критикуют американскую модель, называя её отжившей и предрекая США «конец истории». Другие говорят, что именно американский либерализм (в том числе и через кризисы) обеспечивает США постоянное обновление и мировое лидерство. Отмечается, что с приходом в Белый дом либерала-рыночника Д. Трампа темпы роста экономики США даже возросли.

Сторонники скандинавской модели в качестве манка указывают, что она обеспечивает для населения высокую социальную защиту, а следовательно и политическую стабильность. Это действительно так. Но нужно иметь в виду, что скандинавская модель хорошо работает в странах с небольшим населением, высоким уровнем человеческого капитала, исторически равномерным развитием регионов и с протестантской этикой, а также с высоким уровнем ответственности власти и разумно уравненным благосостоянием. Нам такие параметры даже не снятся.

Словом, перед В. Путиным стоит «архисложная», как сказал бы Ленин, задача: выбрать для предстоящего периода такую модель развития, которая была бы по уму и по силам и для нашей недоразвитой элиты, и для нашего завязшего в советских социальных иллюзиях населения.

Вячеслав Костиков

Фото: Владимир Путин. © / Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Ссылка на статью

Совет Клуба

Чилингаров Артур Николаевич

Председатель Совета Клуба

Депутат Государственной Думы РФ VIII созыва, Герой Советского Союза, Герой России, Президент Ассоциации полярников, член-корреспондент РАН, РАЕН, член Высшего Совета партии "Единая Россия". Награжден орденом Ленина, "Золотой Звездой". Лауреат Государственной премии СССР.

Место рождения: г.Ленинград
Образование: В 1963 г. окончил высшее инженерное морское училище им. адмирала С.Макарова. 
Кандидат географических наук.

Кирпичёв Игорь Владимирович

Генеральный Директор Клуба

Советник Первого  заместителя Председателя Госдумы РФ, научный сотрудник соц.факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, член Союза журналистов России и Москвы, капитан 3-го ранга запаса ВМФ.
Место рождения: г. Севастополь. 
Образование:
1. Черноморское Высшее Военно-морское училище им. П.С.Нахимова.
2. МГУ им. М.В. Ломоносова, фак-т журналистики.
3. Аспирантура /кафедра рекламы ф-та жур-ки/ МГУ.

Вы сейчас здесь Клуб