Парламентский клуб Российский парламентарий

В какие карты играет Китай. Стоит ли России опасаться восточного соседа?

В какие карты играет Китай. Стоит ли России опасаться восточного соседа? \\ 18 Октябрь 2017




Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42

 

О Китае у нас принято говорить либо хорошо, либо помалкивать. А между тем и политики, и мировая пресса уделяют этой стране всё больше внимания. о китай­ском факторе в мировой политике пишут с возрастающим беспокойством. Есть ли для этого основания?

Традиция обцеловывать Китай сохранилась с советских времён «великой дружбы». Об этой дружбе пели песни и слагали стихи. В течение нескольких десятилетий СССР и Китай связывали общая марксистско-ленинская идеология и противостояние «тлетворному Западу». Дружбу скрепляла  политическая и экономическая изоляция. Вместе с Китаем СССР держал оборону от критики Запада в ООН и ЮНЕСКО. Хотя оба «великих кормчих» - Сталин и Мао - недолюбливали друг друга, отношения цементировала  схожесть политического стиля. Оба были жёсткими диктаторами и смотрели на людей как на «винтики».

Без «старшего брата»

В течение длительного периода Москва в отношениях с Пекином играла роль «старшего брата». Китай до времени терпел это состояние, тем более что братская помощь приносила весомые дивиденды. СССР предоставлял льготные кредиты, щедро делился технологиями, в том числе военными и ядерными, специалистами. Советские вузы были буквально наводнены китайскими студентами.

Сегодня о типе отношений в стилистике «старшего брата» и в Москве, и в Пекине вспоминают неохотно и скорее с иронией. Китай обеспечивает 16% глобального ВВП и, судя по темпам роста, скоро догонит США с их 24%. Доля России снизилась до 2%. При таком перепаде экономического влияния говорить о том, кто из «братьев» старший, просто нелепо.

Россию сегодня устраивает формула равноправного сотрудничества. Но устраивает ли она Китай? На словах - да. Китайская внешняя политика очень взвешенна. Пекин разумно избегает игры мускулами и крайне осторожен в заявлениях. Страна слишком долго выбиралась из исторической ямы и сегодня, когда её экономика обеспечивает 40% мирового роста, не хочет никого дразнить ни яркими политическими заявлениями, ни конъюнктурными ходами. Всем и так всё ясно.

Заявка на лидерство

Мао Цзэдун называл США и СССР странами «первого мира». Китай он относил к третьему миру и хотел играть в этом мире лидирующую роль. Сегодня такое лидерство Пекин не устраивает. Там делают ставку на глобализацию и на своё возрастающее значение в этом процессе с постепенным оттеснением США. При этом решающую роль отводят не военной мощи. Китай сегодня везде присутствует, но нигде не воюет, не участвует ни в каких блоках и принципиально избегает союзнических отношений, в том числе и с Россией. Его глобальной силой становятся экономика и юань. Амбиция Пекина - сравняться с финансовым влиянием США. И основания для этого есть. В 2016 г. Китай добился для юаня статуса международной валюты и уже теснит на рынках японскую иену и британский фунт стерлингов.

При этом Китай старается не афишировать своего нарастающего влияния. Напротив - затушёвывает эту тему. Помощь другим странам - государственная тайна, и западные критики называют Пекин «непредсказуемым спонсором». Следы этого тайного спонсорства (сравнимого по масштабам с иностранной помощью США) можно обнаружить в результатах голосования в ООН, в резолюциях, которые выдвигает Китай.

Ставку делают и на «мягкую силу». При этом Пекин не говорит об особом китайском пути и не пытается экспортировать свою модель развития. Вкладывая огромные средства в науку, культуру и образование, наши соседи «всеми фибрами» впитывают мировой просветительский, научный и культурный опыт. Только в американские университеты ежегодно поступает до 200 тыс. китайских студентов. А «институты Конфуция», призванные распространять по миру «благую весть» о Поднебесной, уже исчисляются сотнями. Китайские электронные СМИ на иностранных языках сегодня одни из самых активных в мире.

Мягко стелет…

Несмотря на то что КНР открыто не заявляет о своих претензиях на мировое лидерство в будущем, а лишь призывает к созданию «новой политической и экономической архитектуры», всё больше стран начинают по­глядывать на Восток с тревогой, полагая, что Пекин «мягко стелет, но жёстко спать». Последнюю встречу мировых лидеров по китайскому проекту «Шёлковый путь» проигнорировали США, Япония, Индия. Воздер­жались от поездки в Пекин и руководители ряда крупных европейских стран. Из-за опасений мировых держав относительно того, что дивиденды в конечном счёте достанутся Китаю, проект идёт ни шатко ни валко. Инвестиции в него падают. Не оправдались и ожидания того, что  «Шёлковый путь» привлечёт в Россию значительные иност­ранные капиталы. Более того, есть опасения, что реализация проекта девальвирует значение нашей Транссибирской магистрали. Эксперты предупреждают и о возможном в будущем столк­новении российских и китайских интересов в Средней Азии, которая всё больше вовлекается в сферу китайской экономической активности. Уже сегодня китайские компании контролируют до 25% нефтедобычи в Казахстане. Предоставив Туркмении 12 млрд долл. кредитов, Пекин получил эксклюзивные права на добычу газа в этой бывшей советской республике.

Официальная Москва опасений Запада в отношении китайской экспансии не разделяет. Или утверждает, что не разделяет. В условиях изоляции крепнущие экономические связи с Китаем, безусловно, на руку Москве. Утверждён перечень из полусотни совместных инвестпроектов. Картину «быстро растущего сотрудничества» портит то, что большинство из них в области добычи сырья. Но и здесь китайская сторона ставит жёсткие условия: не менее 50% (а в ряде случаев и все 100%) сырья должно вывозиться для дальнейшей переработки в Китай. На совместных предприятиях требуют использовать китайскую рабочую силу и значительную долю оборудования.

*  *  *

Особенность китайского менталитета и конфуцианские традиции предполагают способность смотреть на события в длительной перспективе. Провальная кампания «большого скачка» 1958-1960 гг. была в китайской истории скорее исключением. Китай теперь не скачет, он приготовился к долгой поездке. Российским политикам тоже было бы полезно (как учит китайская мудрость) взглянуть на перспективы российско-китайских отношений с большого холма и помнить старую китайскую поговорку: «Продавец тыкв никогда не говорит, что тыква горькая».

Вячеслав Костиков

Фото АиФ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Ссылка на статью


Версия для печатиВерсия для печати

Совет Клуба

Чилингаров Артур Николаевич

Председатель Совета Клуба

Депутат Государственной Думы РФ VIII созыва, Герой Советского Союза, Герой России, Президент Ассоциации полярников, член-корреспондент РАН, РАЕН, член Высшего Совета партии "Единая Россия". Награжден орденом Ленина, "Золотой Звездой". Лауреат Государственной премии СССР.

Место рождения: г.Ленинград
Образование: В 1963 г. окончил высшее инженерное морское училище им. адмирала С.Макарова. 
Кандидат географических наук.

Кирпичёв Игорь Владимирович

Генеральный Директор Клуба

Советник Первого  заместителя Председателя Госдумы РФ, научный сотрудник соц.факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, член Союза журналистов России и Москвы, капитан 3-го ранга запаса ВМФ.
Место рождения: г. Севастополь. 
Образование:
1. Черноморское Высшее Военно-морское училище им. П.С.Нахимова.
2. МГУ им. М.В. Ломоносова, фак-т журналистики.
3. Аспирантура /кафедра рекламы ф-та жур-ки/ МГУ.

Вы сейчас здесь Клуб