Парламентский клуб Российский парламентарий

Вячеслав Костиков. Остатки праздничных одежд

Вячеслав Костиков. Остатки праздничных одежд\\ 14 Декабрь 2011




АиФ, №50

 

О чём сегодня запел бы Высоцкий?

Народная любовь к Владимиру Высоцкому не угасает. Вышедший на экраны фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» собрал рекордное для отечественного проката число зрителей. Новые фильмы о Высоцком вдруг активно закрутили и по телевидению. Народ вроде бы доволен…

Любовь к Высоцкому неслучайна. Родившийся в гуще городской жизни (песня про «дом на Первой Мещанской, в конце»), он до мелочей знал быт дворовой Москвы, может, поэтому в своих песнях и выплёскивал народные боли и обиды.

Новая бюрократия охотно поддерживает интерес к диссидентам времён Брежнева и Андропова. Мёртвые Сахаров, Солженицын, Галич или Высоцкий не только не страшны, но даже полезны. Ведь умильно-ностальгические фильмы о них, наложенные на чёрно-белую хронику тех лет, внушают зрителям мысль о том, как мерзко и несвободно страна жила в условиях «развитого социализма» и как широко она шагнула в демократию и в пусть ещё не идеальный, но такой приятный для новой номенклатуры русский капитализм. Ведь у нас в Госдуме четыре партии! На телевидении десятки каналов! Пояс Богородицы к выборам, да и сами выборы как вода в источнике на Рублёвском шоссе - светлые и чистые. Галич и Высоцкий запели бы дуэтом от счастья…

Старые песни

А ведь и в самом деле: позади культ личности и сталинский ГУЛАГ, хрущёвский «волюнтаризм» и брежневский маразм. Позади «зато мы делаем ракеты», «догнать и перегнать Америку», андроповские высылки неугодных за границу, афганская авантюра, ссылка Сахарова в Горький. Позади очереди за импортным кримпленом, за колбасой, а к Новому году - за мандаринами. От советских времён у поклонников Высоцкого в памяти осталось разное: у кого память об «Утренней гимнастике», о «Скалолазочке», о весёлом «милицейском протоколе», а у кого - сломанная жизнь и лагерная наколка. Как в знаменитой «Баньке по-белому»:

«Разомлею я до
неприличности,
Ковш холодной - 
и всё позади, -
И наколка времён
культа личности
Засинеет
на левой груди».

О песнях Высоцкого, которому советская власть не разрешала выпустить даже собст­венную концертную афишу, теперь можно говорить много и восторженно. Ведь это старые песни, песни о старых обидах. Об ушедшем застое, о вымерших политических волках и «шуринах», покоящихся на Новодевичьем кладбище. Ключевое слово здесь «старые».
Разрешая новому поколению бардов кое-какие политические шалости, власть понимает: сегодня иначе нельзя. Народ поумнел, а побывав за границей, научился сравнивать наше и забугорное. На фоне поумневшего народа властям сегодня уже нельзя выглядеть тупее собственной страны. Приходится терпеть и Шевчука, и Шнура, и Сукачёва, и навальных, захвативших вместо телеграфа и почты Интернет. И если народ (как утверждают придворные политологи) ещё не дорос до основных блюд европейского капитализма - реальной многопартийности, прозрачных выборов, влиятельного парламента, легитимной сменяемости лидеров, то почему бы не разрешить несколько либеральных куплетов? Пусть развлекаются! Тем более что никто не отменял знаменитого сталинского правила: неважно, как голосуют, важно, как посчитают.

А если бы живой?

Фильм о Высоцком называется «Спасибо, что живой». И по замыслу авторов Володя оживает после клинической смерти и… снова берётся за гитару. Но и оживший Володя в новом фильме опять поёт о старом, а следовательно, о безопасном. А ценителям Высоцкого, наверное, интереснее было бы поговорить о другом. О чём бы он запел, если бы ему, как в фильме, удалось ожить, выйти за ворота Ваганьковского кладбища и пройти пешком по Бульварному кольцу? Ну хотя бы до… Чистых прудов.

Не думаю, что живой Высоцкий снова стал бы петь о скалолазочке, канатоходцах или о нейтральной полосе. Его популярность была ведь не только в том, что народ видел в нём своего парня. Главная причина популярности в другом - в предельной честности и нежелании вступать в интимные отношения с властью. Он был в связке только с улицей, только с народом. С трудом можно представить, чтобы оживший Высоцкий соблазнился бы принять медаль из августейших рук или позволил записать себя в гламурную дружину «навстречу выборам». Он спел бы о другом. Как в фильме «Опасные гастроли»:

«Я жгу остатки
праздничных одежд,
Я струны рву,
освобождаясь от дурмана, -
Мне не служить рабом
у призрачных надежд,
Не поклоняться
больше идолам обмана!»

*   *   *
О чём сегодня мог бы петь Высоцкий? Необязательно его новые песни были бы перепевом знаменитой «Нет, ребята, всё не так! Всё не так, ребята!». По сравнению с временами, когда он жил и пел, кое-что всё-таки так. Но людям не нравится, что власть избыточно ярко рисует «картину маслом» и избыточно много говорит о том, как она облагодетельствовала народ. А народ, глядя на то, как жирует высшее чиновничество, этим картинкам и словам почему-то не верит. И всё больше раздражается.

Судя по письмам читателей «АиФ», люди сомневаются в рапортах о высочайшем уровне поддержки «Единой России» на Кавказе. Они смеются, когда министр обороны докладывает, что армия (от которой призывники бегут как чёрт от ладана) с 80-90-процентным единодушием голосует за партию власти. Людей обижает, когда за «правильные выборы» нас хвалит «большой демократ» Уго Чавес и осуждает Европа. Их бесит, когда чиновники заказывают для себя золочёную мебель, а пособие для детей увеличивают на 34 руб. И уж можно не сомневаться, что Высоцкий обязательно спел бы о том, как слуги социального государства, объезжая богомольный народ на машинах с мигалками, лезут без очереди со своими бессовестными губами к поясу Пресвятой Богородицы.

Вячеслав Костиков
директор аналитического центра
«Аргументы и Факты»

Коллаж Андрея Дорофеева, фото Валерия Христофорова, РИА Новости

Ссылка на статью


Совет Клуба

Чилингаров Артур Николаевич

Председатель Совета Клуба

Депутат Государственной Думы РФ VIII созыва, Герой Советского Союза, Герой России, Президент Ассоциации полярников, член-корреспондент РАН, РАЕН, член Высшего Совета партии "Единая Россия". Награжден орденом Ленина, "Золотой Звездой". Лауреат Государственной премии СССР.

Место рождения: г.Ленинград
Образование: В 1963 г. окончил высшее инженерное морское училище им. адмирала С.Макарова. 
Кандидат географических наук.

Кирпичёв Игорь Владимирович

Генеральный Директор Клуба

Советник Первого  заместителя Председателя Госдумы РФ, научный сотрудник соц.факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, член Союза журналистов России и Москвы, капитан 3-го ранга запаса ВМФ.
Место рождения: г. Севастополь. 
Образование:
1. Черноморское Высшее Военно-морское училище им. П.С.Нахимова.
2. МГУ им. М.В. Ломоносова, фак-т журналистики.
3. Аспирантура /кафедра рекламы ф-та жур-ки/ МГУ.

Вы сейчас здесь Клуб