Парламентский клуб Российский парламентарий

Вячеслав Костиков. Мужик, ты кто?

Вячеслав Костиков. Мужик, ты кто?\\ 30 Ноябрь 2011




АиФ, №48

 

В России порвана связь поколений

Мы лазили по крышам сараев, гоняли голубей, дрались, играли в «расшибалку», гоняли по Москве на велосипедах, ходили на демонстрации. Мы были очень похожи друг на друга, как почти все дворовые мальчишки послевоенной Москвы.

Но в Лёвке было что-то особое, нечто неуловимое, что отличало его от других дворовых мальчишек. Недавно я понял что…

Наши судьбы сложились по-разному. Я долго работал за границей. Он оставался в Москве. Мы не виделись лет, наверное, 20. Нашей разлуке столько же лет, сколько новой России. За это время изменилась страна, изменились люди. Недавно я снова встретил Лёвку. И с тех пор мы видимся, хотя и нечасто. Во время одной из последних встреч он вдруг спросил меня: а ты знаешь, кем была моя бабушка?

Кем была бабушка?

Лёвкину бабушку я хорошо помнил. Чистая, всегда причёсанная старушка в старомодном платье, прямо персонаж с дореволюционной фотографии. Она поила нас чаем, кормила супом и иногда ненавязчиво подсказывала мне (мальчику из простой «рабоче-крестьянской» семьи), как правильно держать вилку или нож. В Лёвкином доме я впервые увидел, что к столу вместе со столовыми приборами подавали салфетку, увидел, что такое хорошая посуда. Там я впервые держал в руке серебряную ложку с какими-то буквами на черенке. И это было удивительно, поскольку в нашей семье все ложки были из тусклого щербатого алюминия. В этом же доме я впервые услышал запись Ф. И. Шаляпина: «О, где же вы, дни любви, сладкие сны, юные грёзы весны?» И это в те времена, когда из репродуктора постоянно неслось: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...»

«Живут богато», - думалось мне, когда заходил к Лёвке домой. Хотя жили куда как скромно. Комната в запущенной коммуналке, разделённая на «гостиную» и «спальню» двумя старыми шкафами… Мелким (чудны`м, как мне казалось) деталям, отличающим быт Лёвкиной семьи от нашей, я не придавал значения.

И вот этот вопрос про бабушку… Оказалось, что и фамилия у неё другая, а не та, с которой она десятилетиями жила на 2-й Мещанской улице. И что помимо русского она хорошо знала французский и немецкий. И что воспитание она получила совсем не советское. Словом, Лёвкина бабушка оказалась с большой примесью немецкой крови, и девичья фамилия у неё была звучной, немецкой, с приставкой «фон». Иными словами, была она из старой дворянской семьи, некогда перебравшейся в Россию из Германии.

Под запретом

Всё это в семье тщательно скрывалось. А фамилию бабушка (к счастью) смогла переменить до начала Великой Отечественной. И если бы не это (перемена фамилии, места жительства), то доживать бы ей скорбные дни в одном из многочисленных ответвлений сталинского ГУЛАГа... «Замести» её чекисты могли по множеству поводов: и за дворянское происхождение, и за родственные связи с бывшими белыми, и за немецкую (следовательно, вражескую) фамилию. И это несмотря на то, что бабушка честно работала на советскую власть: учила детей и голосовала за «блок коммунистов и беспартийных». Может быть, потому, что не голосовать было нельзя.

История с бабушкой моего товарища - одна из миллионов трагических историй советского периода. Большевики настойчиво выжигали из народа память о прошлом. Речь идёт не только о дворянском, купеческом или священническом происхождении. То есть о семейной истории. Исходя из идеологической установки о том, что настоящая история начинается с октября 1917 г., большевики настойчиво переписывали историю государства, оставляя в ней лишь тех героев и те события, которые «исторически обосновывали» неизбежность революций, победу пролетариата, доминирование государства над человеком и которые оправдывали и даже воспевали насилие как неизбежный инструмент политики и модернизации. Отсюда особая любовь к Ивану Грозному, Петру I.

По этим же причинам из русской культуры выбрасывались целые пласты, не устраивавшие кремлёвских идеологов. В школьных и университетских программах доминировали писатели-разоблачители, писатели-революционеры. Выкидывались Лесков, Достоевский. Творчество великих писателей препарировали в угоду «текущему моменту». Возносили М. Горького, когда он звал к революции или формулировал угодные Сталину мысли типа «если враг не сдаётся, его уничтожают». И напротив, запрещали его великий роман «Жизнь Клима Самгина», поскольку он не соответствовал взглядам партии на историю революции.

К истокам

В результате исторической кастрации, которая продолжалась почти весь ХХ век, у нескольких поколений россиян сложилось не только превратное представление об истории собственной страны, но были девальвированы и ценности семейной истории. Фактически исчезло понятие преемственности поколений. История семьи при смене поколений всякий раз как бы писалась заново. Не важно было, кем являлись твои предки - дворянами, купцами, царскими офицерами, протодьяконами, банкирами, крестьянами, бурлаками на Волге или рабочими на Путиловском заводе. У подавляющего числа россиян в графе «Социальное происхождение» значилось «из рабочих» или «из крестьян». Иные корни тщательно скрывались, ибо они затрудняли или блокировали доступ к высшему образованию и карьере. Мой тесть, ставший впоследствии конструктором самолётов, чтобы поступить в институт, в молодые годы несколько лет работал в системе утильсырья, проще говоря, собирал и мыл бутылки из-под водки и кваса. И всё ради того, чтобы получить в трудовую книжку запись «из рабочих». Хотя на самом деле он был из старой дворянской семьи. Но об этом в доме никогда не говорилось. Все были детьми Ленина и Сталина. Хорошо помню, как в детском саду воспитательница учила нас петь незатейливую песенку: «Сколько у солнышка светлых лучей, столько у Ленина нас, детей».

К сожалению, традиции советского беспамятства или фальшивой памяти исчезают очень медленно. По данным социологического центра ROMIR, лишь 28% россиян знают историю своего рода. И всего 7% могут назвать имена своих прадедов и прабабушек.

Наивно думать, что эта «школа коммунизма» преодолена окончательно. Память человека консервативна. И миллионы россиян, которые скоро пойдут на избирательные участки, будут голосовать не свободным от фальши умом, а старой памятью сердца. И это, конечно же, будет обременять наше движение к свободе старыми мифами и предрассудками.

Вячеслав Костиков
директор аналитического центра
«Аргументы и Факты»

Коллаж Андрея Дорофеева, Использованы фрагменты картин Микеланджело «Сотворение Адама» и М. Б.Грекова «Тачанка»

Ссылка на статью

 

Совет Клуба

Чилингаров Артур Николаевич

Председатель Совета Клуба

Депутат Государственной Думы РФ VIII созыва, Герой Советского Союза, Герой России, Президент Ассоциации полярников, член-корреспондент РАН, РАЕН, член Высшего Совета партии "Единая Россия". Награжден орденом Ленина, "Золотой Звездой". Лауреат Государственной премии СССР.

Место рождения: г.Ленинград
Образование: В 1963 г. окончил высшее инженерное морское училище им. адмирала С.Макарова. 
Кандидат географических наук.

Кирпичёв Игорь Владимирович

Генеральный Директор Клуба

Советник Первого  заместителя Председателя Госдумы РФ, научный сотрудник соц.факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, член Союза журналистов России и Москвы, капитан 3-го ранга запаса ВМФ.
Место рождения: г. Севастополь. 
Образование:
1. Черноморское Высшее Военно-морское училище им. П.С.Нахимова.
2. МГУ им. М.В. Ломоносова, фак-т журналистики.
3. Аспирантура /кафедра рекламы ф-та жур-ки/ МГУ.

Вы сейчас здесь Клуб