Парламентский клуб Российский парламентарий

В.Е.ЖУРАВЛЁВ. О НЕКОТОРЫХ ФАКТОРАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ И В МОСКВЕ. КТО СТАНЕТ ЖЕРТВОЙ ОТКАЗА ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РОССИИ?

E-mail Печать PDF

В.Е.Журавлёв. О некоторых факторах национальной политики в России и в Москве. Кто станет жертвой отказа от традиционных ценностей в России?

//Russkie.org- Портал "Россия и соотечественники", 03 Март 2011

Тема: Вопросы идеологии

Выступление на экспертном «круглом столе» «Национальная безопасность Москвы», проведённом Фондом общественного мнения и Информационно – Аналитическим Центром МГУ имени М.В. Ломоносова, 1 марта 2011 г.

В.Е.Журавлёв - депутат Госдумы I созыва, член Клуба "Российский парламентарий"


Обеспечение безопасности Москвы является комплексной проблемой, в которую входят вопросы экономической, социальной, информационной, транспортной безопасности и, в качестве отдельной, следует выделить национальную безопасность, понимаемую как недопущение в городе межэтнических конфликтов. При анализе национальной безопасности Москвы следует применять системный подход, учитывающий: ситуацию «извне»; социально-экономическую обстановку в стране; динамику демографических и миграционных процессов; тенденции кросскультурного взаимодействия на мировых полях и в России; правовой и исторический контекст национальной политики; основные концепты, определяющие содержащие основных понятий «национальности» и «национализма», а также различные экспертные оценки.


Для Москвы проблема национальной безопасности становится всё более актуальной, так как в различных регионах России наблюдается рост числа экстремистских проявлений и конфликтов на национальной почве. Естественно, что эти негативные тенденции транслируются на ситуацию и в нашем городе.


Последние массовые беспорядки в странах арабского Востока (Египет, Тунис, Бахрейн, Ливия, Иордания, Иран, Сирия и др.), а также опыт «оранжевых» революций на постсоветском пространстве (Киргизия, Украина, Грузия, Молдавия и др.), свидетельствуют о том, что процесс управляемой дестабилизации внутриполитической ситуации становится эффективной и актуальной технологией в руках западных спецслужб и её агентуры влияния. Москва - столица Российской Федерации, как и другие, стратегически важные центры России, в обозримой перспективе вполне может столкнуться с подобными инспирированными «извне» явлениями. 

При анализе и прогнозе национальной безопасности в Москве важно принимать во внимание социально-экономическую ситуацию в государстве. По данным журнала «Финанс», на конец 2010 года совокупное состояние 114 российских миллиардеров приблизилось к 500 миллиардам долларов, что составляет почти треть годового ВВП России. Возглавляют первую десятку списка самых богатых россиян представители сырьевых корпораций. Можно было бы только порадоваться благосостоянию соотечественников, если бы при этом прожиточный минимум для среднестатистического россиянина не составлял 5902 рубля, куда входит: питание, одежда, оплата коммунальных услуг, транспорт и посещение культурно-массовых мероприятий. Ниже прожиточного минимума в России официально находится 13% населения (18,5 млн человек). По Индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) - интегральному показателю, учитывающему уровень жизни, грамотности, образованности и долголетия, Россия в настоящее время занимает 65 место из 169 стран. В 1990 году, для СССР не самом благополучном, он находился на 23 месте в мире. По уровню восприятия коррупции, согласно докладу международной неправительственной организации Transparency International, Россия в 2010 году оказалась на 154 месте из 178.


Можно обсуждать насколько прямой является корреляция межнациональных отношений в Москве и социально-экономических процессов в России, однако необходимо учитывать общий фон, на котором происходит жизнь москвичей. Коррупционность власти всегда связана с общей эффективностью деятельности государственных структур, в том числе в вопросах проведения национальной политики.


Влияние на развитие межнациональных отношений в России и в Москве оказывают демографические и миграционные процессы. По данным американского демографа и специалиста по России Николаса Эберстадта из Американского института предпринимательства, подготовившего доклад «Демографический кризис в России в мирное время: размеры, причины, следствия», Россия столкнулась с демографической катастрофой. Существуют две основные причины повышенного уровня преждевременной смертности в России: сердечно-сосудистые заболевания и высокий уровень несчастных случаев (по количеству смертей из-за несчастных случаев Россия сравнима с беднейшими африканскими странами). Помимо ранней смертности, с начала 1990-х в РФ заметен резкий спад рождаемости, особенно в северо-западных регионах страны. По статистике Госкомстата РФ, приведенной в отчете, самая высокая рождаемость наблюдается в Чечне, Туве и Бурятской автономной области. В свою очередь Тула, Санкт-Петербург и Москва входят в список с наименьшей рождаемостью. Продолжительность жизни городского населения в России уступает в сравнении с аналогичным показателем даже Индии. 

Российские эксперты отмечают, что население страны за последние 18 лет сократилось на 6,5 миллионов человек. Но данная цифра не показывает всей глубины проблемы, поскольку за эти годы в Россию приехало большое число мигрантов. Реальная цифра так называемой «естественной» убыли (т.е. разницы между рождаемостью и смертностью) - 12,7 миллионов человек. 

В национальном измерении сокращение, по экспертным оценкам, русского народа в России за два последних десятилетия составило около 9 млн. человек. В целом в мире русских после распада СССР стало меньше на 17 млн. человек.


Численность русских в Москве, по оценочным данным, сократилась с 8.587.2 млн. чел. в 2002 году до 8.027.2 млн. чел. в 2010 году, хотя в процентном отношении они по прежнему составляют большинство. Отметим, что официальная статистика в данном случае не даёт объективную картину, поскольку не учитывает массовую нелегальную миграцию. 

В 80-е годы рост русского населения в Москве достигался, в основном, за счёт естественного прироста русских москвичей. В 90-е годы русское население Москвы возрастало преимущественно за счёт внешней миграции из стран СНГ. 2000-е характеризовались возросшим потоком в Москву мигрантов с Кавказа, как Северного так и Южного, и из Средней Азии. В отличие от выходцев из Украины или Молдавии, мигранты 2000-х принадлежат уже к иной этнической культуре, которая требует определённой адаптации к условиям Москвы.


Как известно, культура - это совокупность духовных и материальных ценностей, которые задают жизненные установки человека и определяют его поведение в обществе. Россия за долгий период своей истории создала цивилизационный тип надэтнической культуры на основе русского языка при участии всех народов, входивших в состав Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Можно присоединиться к мнению, что «Культура России создана совместными усилиями элиты всех её народов, принявших язык русских вне зависимости от собственного этнического происхождения. Она наша общее бесценное богатство, неоценимое преимущество пред всеми, кто не знает этого языка». 

Отдельное и неоднозначное явление в современном обществе представляет собой «массовая культура», связанная с общими потребительскими стандартами поведения, которая носит развлекательно-коммерческий характер. 

Однако наиболее актуальной и одновременно проблематичной для России, и не только для России, представляется политика мультикультурализма, направленная на сохранение несводимых друг к другу самостоятельных культур. В последнее время обсуждение мультикультурализма приобрело активный характер в Европе, в том числе на самом высоком уровне. 11 февраля 2011 года заявление о провале мультикультурализма сделал французский президент Николя Саркози. Он сказал, что Франция не станет менять свой образ жизни и подстраиваться под традиции мигрантов. В число обычаев, чуждых французам, Саркози включил запрет на образование для девочек и ношение паранджи женщинами. Ранее, в октябре 2010 года нежизнеспособность мультикультурной модели признала канцлер Германии Ангела Меркель. Она заявила, что иммигрантам следует приспосабливаться к немецким обычаям и изучать немецкий язык. В начале февраля с похожими тезисами выступил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. 

12 февраля Президент России Дмитрий Медведев заявил, что Россия не должна «дать себя спровоцировать на рассуждения по поводу краха мультикультуры».
Таким образом, Президент РФ прокомментировал высказывания лидеров европейских стран о том, что политика мультикультурализма оказалась провальной. Слова Д. Медведева прозвучали на встрече с руководителями национальных культурных объединений и башкирскими этнографами. «Если говорить о крахе мультикультуры, то можно уничтожить традиции, а это опасная вещь и в европейских государствах это тоже должны понимать». 

Позиция Д. Медведева вызвала критику в определённых экспертных кругах. Она сводится к двум основным позициям:1) мультикультурализм приведёт к развитию этнокультуры нерусских народов, что будет ущемлять развитие русской культуры. Таково мнение части русского экспертного сообщества; 2) мультикультурализм отвергнут европейскими лидерами и, следовательно, должен быть неприемлем для России, стремящейся войти в европейские структуры. Такова позиция либеральных экспертов. Редкий случай, когда отношение к проблеме со стороны представителей этих двух мировоззренческих направлений сошлось. Объясняется это, на мой взгляд, конъюнктурно: первые ищут популярности и электоральной поддержки русских, а вторые опираются на западные источники финансирования и информационные ресурсы.


Какова проблема мультикультурализма в России по существу? В современном российском обществе: существует российская русскоязычная полиэтническая культура; существуют этнические культуры народов России, в том числе русского; существует «массовая» культура. Анализ отечественной истории показывает, что мультикультурализм в России существовал всегда. Благодаря этому явлению в результате исторического синтеза сложилась российская культура – русская по языку, российская по составу, мировая по значению. Отрицание мультикультурализма в теории и на практике означает отрицание русской, татарской, башкирской, кавказской и любой другой национальной культуры. Однако это не путь к развитию российской культуры, а её уничтожение в интересах универсальной «массовой» культуры. При этом последняя будет носить уже не просто развлекательный характер.


В настоящее время реальные ограничения свободы слова существуют во всех странах, находящихся под властью ЕС. Например, в Канаде контроль за свободой слова жёстче, чем в Турции. Священнослужителям грозят тюрьмой, если они скажут во время проповеди, что гомосексуализм это грех. В «духе» либеральной западной культуры осуществляется преследование в судебном порядке и травля во всевозможных парламентских и «правозащитных» организациях, а также в СМИ представителей «не толерантных» идейных течений, а то и лидеров суверенных государств, осмелившихся проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, как в случае с Венесуэлой и Белоруссией. Дмитрий Медведев абсолютно прав, когда говорит о том, что отказ от мультикультурализма приведёт к уничтожению традиций. Так уже произошло в исторически христианской Европе, которая в настоящее время стала секулярной. Европейское общество во многих моральных и нравственных отношениях перешло на антихристианские позиции.

Кто, прежде всего, станет жертвой политики отказа от традиционных ценностей в России? Это Православие и традиционный Ислам. Выиграют воинствующие западные либералы и радикальные исламисты. Подобное развитие событий поставит крест на российской культуре и на России как цивилизации и государстве. Применительно к национальному измерению проиграют все народы России, но в первую очередь русский народ. Для других народов России останется и актуализируется возможность сохранения собственной идентичности через развитие национальных республик и автономий. А что делать русским, которые являются крупнейшим в мире народом, наряду с тамилами и курдами (впрочем, у последних есть де-факто независимая автономия в Иракском Курдистане), не имеющим национальной государственности? Русский народ вымирает, политической и правовой субъектности не имеет, природными ресурсами страны не распоряжается, фактически является ресурсным человеческим материалом для реализации интересов чуждых ему в духовном, социальном, культурном и других отношениях групп. Единственным выразителем чаяний Русского народа является Русская Православная Церковь. И что, русские должны поддержать политику отказа от мультикультурализма, что повлечёт за собой секуляризацию общества, дальнейшую радикализацию ислама, ликвидацию российской, а также собственно русской культуры?

 

Концептуально должно быть понимание со стороны органов российской и московской власти, со стороны национальных организаций, что права русского народа сегодня несправедливо ущемлены. Международные и внутренние правовые нормы, будучи стандартом, не могут быть двойными, поскольку по определению являются мерой, эталоном, образцом для всего остального. К основным характеристикам права, как известно, относятся: всеобщность, обязательность, чёткость и определённость предписаний, применение равного масштаба к различным социальным субъектам в одинаковых ситуациях. Почему тогда все крупные и даже порой малые народы, имеют свои государственные образования, а русские не могут иметь русское правительство, русский парламент, русский флаг и т.д.? Если Россия это национальная федерация и представляет собой союз народов, то где русский народ как полноправный участник этого союза? Если Россия это союз территорий, то, как быть с наличием национально-государственных образований в составе федерации? Как можно игнорировать, что Москва для русского человека не только крупный экономический центр и юридическая столица Российской Федерации, но и историческая столица Руси, т.е. Русского государства. Русские люди вправе требовать уважения к себе и к городу. И не надо обвинять русских в национализме, некорректно смешивая его при этом с нацизмом, экстремизмом, шовинизмом, ксенофобией и иными «измами» и фобиями. Вспомним определение, которое дал национализму видный российский учёный и историк П.И. Ковалевский: «Национализм – это проявление уважения, любви и преданности, до самопожертвования в настоящем, почтения и преклонения перед прошлым и желание благоденствия, славы, величия, мощи и успеха в будущем той нации, тому народу, к которому данный человек принадлежит». Он же цитирует великого литературного критика В.Г. Белинского: «Человеческое слово – великое дело, но тогда, когда он француз, немец, англичанин, русский. Без национальности человечество было бы мировым логическим абстрактом, словом без содержания, звуком без значения». 

Пора избавить понятие «национализм» от негативного оттенка и вновь признать наличие в нём конструктивного для общества содержания.

Для России в целом и для Москвы в особенности необходимо выстраивание гармоничных национальных отношений, основанных: на традициях Православия и Ислама; на развитии российской культуры; на построении диалога русских организаций с другими национальными организациями; на взаимном изучении национальных культур и уважении национальных традиций.



http://www.rian.ru/infografika/20101027/289524140.html
http://www.rnk.ru/news/tax/document168248.phtml
http://www.un.org/ru/development/hdr/2010/hdr_2010_pr3.pdf
http://infosud.ru/international_mm/20101027/250925113.html
http://www.mk.ru/print/articles/523718-russkie-vyimirayut-bez-voynyi.html
http://www.dpni.org/articles/dos_e/17338/
http://gin-rich.ya.ru/replies.xml?item_no=3652
http://gin-rich.ya.ru/replies.xml?item_no=3652; http://demoscope.ru/weekly/2007/0271/tema01.php
Окушко В.Р., Живобрицкая В.В. (Приднестровский государственный университет им.Т.Г. Шевченко) Российская надэтническая культура – основа позиционирования России в международном сообществе/Материалы Всероссийской научной конференции «Национальная идентичность России и демографический кризис». Москва, 20-21 октября 2006 г.- М.,2006. – С.565-569.
http://i-news.in.ua/53971.html
http://www.ia-centr.ru/publications/9937/
http://www.kke.gr/cpg/press_ru/2003/070703.html
http://telegraf.by/2011/01/es-vvel-sankcii-v-otnoshenii-belarusi.html
П.И.Ковалевский. Психология русской нации.,/Cб., Москва, АКИРН, 2005 С.45
В.Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу 1846 года.

 

Ссылка на статью

 

Вы сейчас здесь Клуб О клубе Экспертный совет